Естественно, и коллектив театра, и простой зритель связывают с новым главрежем Александром Огаревым определённые надежды.
Думается, что именно это назначение и явилось тем фактором, который повлиял на решение Олега Лоевского приехать в наш город со своей «лабораторией современной драматургии», ведь директор театра Татьяна Кривошеева, по её же словам, давно имея такую мечту, уже два года безуспешно пыталась его ангажировать.
Олег Семёнович Лоевский – известный театральный критик, эксперт национальной премии «Золотая маска», в общем, авторитетное имя в российских театральных кругах. Именно он создал кочующую «лабораторию современной драматургии», которая уже поработала в более чем в полусотне театров страны. Очередь дошла и до нас.
Неделю гости по-хорошему оккупировали краснодарский театр драмы, репетируя и показывая свои спектакли. Суть лаборатории в том, что режиссёры, чаще молодые, в три дня с незнакомой труппой делают этакий спектакль-эскиз.
Надо признать, беспроигрышный и ловкий ход, ведь трудно к подобному продукту предъявить гамбургский счёт, да и попадание в репертуар театра решается зрительским голосованием (публика выступала в роли экспертного совета). В результате нам презентовали четыре работы.
Зыбкое благополучие
Ярослава Пулинович сама поставила свою пьесу «Наташина мечта». В свои 24 года молодой драматург уже довольно известна – работы начинающего литератора отмечены серьёзными премиями и идут как в России, так и за рубежом.
Ее «рисунок» представляет монолог двух девочек из совершенно полярных социальных миров. Виктория Лукина сыграла детдомовку, сделав это остро и пронзительно. Алла Засыпкина исповедует историю девочки из «благополучной семьи», эдакую «отличницу-спортсменку-комсомолку». Со времён написания Диккенсом истории Эбенезера Скруджа актуальность таких тем не ослабевает, и «Наташину мечту» можно и нужно смотреть и молодому поколению, и их родителям.
Вторая история была рассказана Александром Огарёвым по пьесе Алекса ван Вармердама «Ужасная мать». Материал относится к разряду современной постмодернистской литературы, и можно смело сказать, что на сцене нашей драмы такого не было никогда. Александр Огарёв показался нам и как артист. Увидели в этом спектакле и новую, надо полагать, ведущую «солистку», супругу главного режиссёра Екатерину Крыжановскую. Кстати, целая группа актеров, притом ведущих, отказалась от участия в лаборатории. Спектакль, конечно, спорный, но радует режиссёрская активность, нестандартность, хотя есть ощущение, что «Мать…» уже была апробирована.
Режиссёр Екатерина Гороховская набросала по мотивам рассказа Исаака Зингера спектакль «В тени виноградника». Работа получилась удивительно трогательной, а дуэт народного артиста России Анатолия Горгуля и заслуженной артистки России Татьяны Коряковой поднял набросок чуть ли не до трагедии. К сожалению, такая замечательная и тонкая актриса, как Татьяна Корякова, практически не задействована в репертуаре театра, и, увы, случай с Коряковой не единичный.
Капкан для режиссера
И последний «опус» нам показал молодой режиссёр, который ставит в «Современнике», – Кирилл Вытоптов. Взяв не очень удачную пьесу Олега Богаева «Dawn-Way», с огромным количеством персонажей, да ещё и при временном цейтноте, режиссёр, как и ожидалось, попал в своеобразный капкан. Возникают вопросы, как этот материал вообще попал в шорт-лист лаборатории, ведь выбор осуществлялся более чем из 50 произведений. Однако спектакль срочно-обморочно решили ввести в репертуар, и немедленно этот вульгарный, сырой, маловразумительный клип-нарезку показать народу.
Невзирая на это, директор театра заявила, что она желает оставить все четыре полотна на нашей сцене. Удивляет и то, что все пресс-конференции, круглые столы ведёт тоже директор театра, который, по сути, отвечает за его хозяйственную часть, а новоиспечённый главреж, на чьи плечи должна быть возложена творческая жизнь театра, пока в позиции где-то сбоку.
Надеемся, что скоро Александр Огарёв войдёт в курс дела, и приоритеты будут расставлены.
Сама лаборатория, конечно же, явилась свежим дуновением в давно не проветривавшиеся стены краснодарской драмы. Нам устроили маленький фестиваль, с его импровизационной аурой, духом студенчества (о чём говорили многие артисты), калейдоскопом событий и чередой открытий.
Кто-то для себя открыл молодых актрис театра, кто-то драматургию Пулинович, возможно, кому-то было интересно послушать ироничного и ненавязчивого критика. Правда, огорчила фраза Лоевского, что вся финансовая тяжесть легла на театр драмы, что, мол, управление культуры (у нас пока, правда, департамент) никак не поучаствовало. Можно подумать, что краснодарский театр драмы финансируется не из краевого бюджета.
Смотрите также:
- Театральная арифметика братьев Селивановых →
- Грустные итоги: хлеб есть, зрелищ нет →
- «Чудаки», или Пианино в кустах →