«Кинотавр» - 2014: немое кино и женщины-режиссеры в дождливом Сочи

Сегодняшний «Кинотавр» в Сочи, по словам его президента Александра Роднянского, самый большой фестиваль национального кино в мире: ежегодно в нем принимают участие порядка 5 тысяч человек - актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры, критики - словом, все заинтересованные в теме люди. И это не считая огромного числа зрителей, которые не только смотрят современное кино, но и с недавних пор выбирают свой лучший фильм фестиваля.

   
   

В то же самое время министр культуры РФ Владимир Мединский назвал «Кинотавр» ведущим форумом российского и русскоязычного кино. А значит, каждый конкурс - это объективный срез нынешнего состояния отечественной киноиндустрии. Посмотрим, что она преподнесла зрителям на этот раз.

Когда слова не нужны. «Испытание» Александра Котта

Лента получила главный приз сочинского фестиваля. Похоже, жюри по достоинству оценило возврат к немому кино, ведь за все время действия герои не произносят ни одного слова. Эксперты уже назвали фильм Котта самым молчаливым за всю историю «Кинотавра». Картинка же ленты в отличие от ее собратьев начала ХХ века совсем не черно-белая, вполне привычная для современного зрителя. 

Что касается сюжета, то в центре повествования отец и дочь, живущие в казахской степи, недалеко от полигона в Семипалатинске, где собираются испытывать первую водородную бомбу. Наука не самое главное, присутствует в картине и любовная линия. Возрастной ценз - 16+.

Помимо главного приза, «Испытание» завоевало награду за лучшую операторскую работу (Леван Каланадзе) и приз Гильдии киноведов и кинокритиков.

Александр Котт - режиссер с неплохим багажом из наград. Начиная с «Фотографа», дебютной короткометражки, которую показывали на трех десятках международных кинофестивалей. Затем были «Золотой орел» и «Ника» за фильмы «Брестская крепость» и «Ехали два шофера», дополнил коллекцию приз Берлинского кинофестиваля за фильм «Пугало». Массовому зрителю Александр Котт известен еще и как один из режиссеров «Елок».

Про сантехника и проблемных детей

Сантехнику из ленты «Дурак» за честность придется расплатиться жизнью. Фото: Depositphotos

Оставшиеся призы поделили между собой ленты «Дурак» Юрия Быкова,«Класс коррекции» Ивана Твердовского и «Звезда» Анны Меликян.

   
   

«Дурак», который разделил с «Испытанием» диплом Гильдии киноведов и кинокритиков и самостоятельно взял приз имени Григория Горина за лучший сценарий, повествует о насущном. Простой сантехник пытается бороться с целой системой повязанных между собой чиновников от ЖКХ. Никто упорно не хочет замечать, что общежитие на 800 человек вот-вот рухнет от старости. Для самого сантехника следование идеалам заканчивается печально.

«Класс коррекции», отмеченный как лучший дебют фестиваля, является продолжением школьной тематики, удачно подняой на прошлом «Кинотавре» режиссером Александром Велединским, получившим главный приз за «Географ глобус пропил». Речь в фильме, поставленном по роману Екатерины Мурашовой, об искусственно созданном «гетто» для проблемных учеников. Дети скоро завершат обучение, и вот вопрос, что из них получится на выходе из школьной поры.

Тема школьного образования завоевывает призы на фестивале второй год подряд. Фото: Официальный сайт «Кинотавра»

«Звезда» Анны Меликян отмечена за лучшую режиссерскую работу. Это сложная история о переплетении трех судеб - 15-летнего подростка, страдающего от непонимания взрослых, его жестокосердной мачехи и начинающей актрисы. Интересно, что Меликян участвовала сразу в двух конкурсах: помимо основного, еще и в конкурсе короткометражек. И в обоих не осталась без наград - лента «Про любовь-2» получила один из главных призов.

Интересно, что в конкурсе нынешнего «Кинотавра» было как никогда много работ женщин-режиссеров. 

Анне Меликян удалось завоевать приз не только за «Звезду», но и в конкурсе короткометражек.Фото: Официальный сайт «Кинотавра»

Климова, Задорожная и Чадов застряли на канатной дороге

Помнится, во время Игр в Сочи организаторы «Кинотавра» так впечатлились видами Олимпийского парка, что едва ли не собрались перенести туда традиционную красную дорожку. Однако использовать олимпийское наследие не удалось: в горном кластере не открылся мультиплекс, а в Олимпийской деревне зал нужно было специально строить. Так что кинофестиваль проходил где и обычно - на Театральной площади и в Зимнем театре.

Однако кинозвезды решили самостоятельно посетить олимпийские объекты, и эта поездка едва не окончилась печально. Происшествие случилось на второй день после открытия фестиваля. Погода в Сочи гостей не жаловала, поливала дождем с грозами.

Екатерина Климова, Анастасия Задорожная, Андрей Чадов и продюсер Петро Шекшеев поехали на Красную Поляну, решили прокатиться на фуникулере, но только сели в него, как полил сильный дождь. В результате канатку остановили - требования техники безопасности, и актеры висели минут 10, пока погода не сменила гнев на милость.

После таких треволнений актеры забыли об экскурсии и отправились лечить нервы в ресторан. 

Что касается гостей фестиваля, оставшихся в центре Сочи, то они попрятались от дождя по номерам, отложив всевозможные вечеринки.

«Левиафан» без цензуры

Фильмом закрытия был выбран «Левиафан» Андрея Звягинцева. Что совсем и неудивительно: его новый фильм с большим успехом приняли в не так давно отгремевших Каннах. Словом, и показать, и посмотреть стоило.

В ленте обыгран сюжет библейского Иова, перенесенный в современную Россиию. Иов Звягинцева - северянин Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую, но его благополучие рушит неожиданное стечение обстоятельств.

Фильм закрытия на «Кинотавре» демонстрировали в закрытом показе, возможно, из-за ненормативной лексики, которая в ленте присутствует. Из-за этого под вопросом находится прокатная судьба фильма в России – с 1 июля вступит в силу закон о запрете мата в кино, литературе и СМИ. А так как картина Звягинцева не выйдет на широкий экран до июля, ее, по словам продюсера Александра Роднянского, придется переделывать.