Дорога в Канны. Как кубанский мультфильм попал на именитый кинофестиваль

Кадр из фильма

Мультфильм краснодарца Игоря Гаркушенко «Марапацуца», снятый на основе живописи известного кубанского художника Сергея Воржева, покажут в «Уголке короткого метра» Каннского фестиваля. Если бы не продюсер Алексей Двоеглазов, уговоривший друга не выкладывать фильм в Интернет, картина могла бы просто пропасть среди бесконечных архивов YouTube.

   
   

Колесница на самогоне

В истории 8-минутного мультфильма «Марапацуца» две сюжетных линии. Первая - как Игорь задумывал и создавал картину. Вторая - как Алексей ее на фестиваль отправил. А начать стоит и вовсе с третьего - что же такое марапацуца, она же «моя солнечная колесница»? В мире сюрреалистичных картин Сергея Воржева это необычный летательный аппарат из огромных тыкв и старых телег. 

Режиссер Игорь Гаркушенко в Германии, куда приезжал на кинофестиваль Independent Days. Фото: Из личного архива

Игорь Гаркушенко любил рисовать с самого детства, тогда же и первую анимацию создал - заставил двигаться фигурки на листе бумаги.

«Серьезно пробовать начал еще до появления компьютера, - вспоминает режиссер. - В детстве сколотил свой мультстанок. Нашел в комиссионке кинокамеру с тремя сменными объективами. А где пленку брать, как проявлять? Хорошо, что фотографией занимался и знал все премудрости. Это сейчас проблем нет - у каждого в телефоне камера. Я дочери старшей говорю: «Возьми, придумай и сними что-нибудь».

Потом появился компьютер, Игорь выучил специальные программы, которые и в творчестве, и в работе помогают.

«Я не технарь, технический процесс меня очень утруждает, но если хочешь сделать что-либо хорошо - сделай сам, - признается Игорь. -  Если ты придумал идею, то приходится самому изучать программы, чтобы воплотить задуманное. Компьютер - это всего лишь инструмент, а умение работать в программах - ремесло»

   
   

Тыква из детства

Игорь трудится дизайнером в издательстве, и именно работа свела его с Сергеем Воржевым.

«Однажды он пришел к нам - хотел книгу своих работ издать, - продолжает автор мультфильма. - Я оцифровал его картины, сотни работ перевел в цифру. И мы вместе поехали в Сочи на цветопробы. В поезде времени много - долго говорили: о жизни, о его родной станице Варениковской, о местных художниках. Мы разговариваем, а в голове у меня уже видеоряд будущего мультфильма сложился. Вот только как предложить, он же человек известный?»

Специально для мультфильма художник Сергей Воржев нарисовал главного героя - старого казака. Фото: Кадр из фильма

В разговоре выяснилось, что с картинами Воржева режиссер знаком уже тридцать лет - еще школьником он бегал в Дом книги за комиксами, а там висели работы художника. Запали в душу Игоря образы летающих тыкв на холстах. 

«И когда Воржев вошел в издательство, - продолжает он, - эти тыквы снова вспыли в моей памяти».

На обратном пути из Сочи он все-таки решился предложить, а Сергей Воржев легко согласился: «О, это дело интересное, давай». А дальше начался процесс - больше года Игорь оживлял картины художника: после работы, ночью, в выходные.

«Творчество - это большой труд, самодисциплина, - считает Гаркушенко. -  Надо заставлять себя заниматься им. Не надо говорить, надо брать и делать».

Найти зрителя

Художник полностью доверился автору мультфильма после тизера - примера, как будут выглядеть картины на экране. Специально для мультфильма Воржев нарисовал главного героя - старого казака. Когда 8-минутный фильм был готов, Игорь собрал в небольшом кафе друзей и показал им результат своего труда. И здесь начинается вторая часть истории - как «Марапацуца» в Канны попала.

Продюсер Алексей Двоеглазов на съемках, у него уже есть собственный опыт создания кинофильма. Фото: Из личного архива

«Вышли мы тогда из кафе, и Игорь спрашивает: «Что мне с мультфильмом делать? Может,  в Интернет выложить и за другое приниматься?» - вспоминает Алексей Двоеглазов  - друг, коллега и продюсер фильма. - «Нет, - ответил я.  - Если мы его выложим, то фильм не увидят». Каждому продукту нужна своя обертка, а это настоящий анимационный фильм, и он должен найти своего зрителя. Это не какие-то гэги, шутки с падающими людьми, популярные в сети. Если выложить, дверь на крупные фестивали закроется - везде есть пункт, чтобы фильм нигде не светился. Я Игорю сразу сказал: фильм достоин самых лучших: Берлинского, Венецианского, Каннского».

Уговорил Алексей друга не торопиться, а сам занялся распространением «Марапацуцы»: звонил, узнавал, куда лучше пристроить, рассылал видео по жюри. Опыт у него имеется - кинематографией давно занимается, сам кино снимает, да и три года назад другую работу Игоря  - короткометражку «Бар Туки» - отправил на Международный кинофестиваль в Германии Independent Days.

Через месяц пришел ответ: «Поздравляем, вы стали участником программы «Уголок короткого метра» Каннского кинофестиваля».

«Я сразу же позвонил Игорю: «Сядь, а то сейчас упадешь», - вспоминает Алексей. - Рассказал ему - в ответ тишина. Потом удивленный голос в трубке: «Леша, правда, что ли? Правда?» И я сразу же письмо переслал, чтобы все сомнения развеять».

«Да ладно, я сразу поверил, - улыбается Игорь. - Подумал еще: «Ай да, Леша, ай да сукин сын! Не было б тебя - не попали бы на фестиваль». Творить - одно дело, продвигать - совсем другое. И далеко не каждый творец может это делать».

Мечты о мюзикле

В мае режиссер и продюсер поедут в Канны. По блеску в глазах, с которым Алексей рассказывает о фестивале, понятно, что эта поездка много для него значит. Игорь хоть и пытается скрыть эмоции от предстоящего путешествия, но получается не очень. Неудивительно - фестиваль в Каннах, во Франции - стране, где кинематограф появился на свет,  - стоит особняком даже среди себе подобных. А тут два краснодарских парня едут туда не как туристы, а со своим хоть и коротким, но фильмом.   

«Да, сама по себе поездка - уже достижение, - говорит Игорь Гаркушенко. -  Все, что было до этого, если говорить по-спортивному, всего лишь разминка. Сейчас, наверное, старт. А может, разминка еще продолжается. Но я понимаю, что это не предел - может быть, трамплин в будущее».

«Наша цель на фестивале - приобщиться к культуре, увидеть именитых актеров, познакомиться с продюсерами, обменяться контактами, набраться опыта - это было бы очень интересно, - добавляет Алексей. - Но фестивали - это не жизнь кинематографиста. Да, побывать там нужно, но жизнь, как у любого другого профессионала, заключается в работе. И мы будем продолжать развиваться. Мы проделали большую работу, и сейчас события стали уплотняться, нам просто надо не расслабляться, чтобы не упустить поводья».

В глазах ребят горит огонь - на чистом энтузиазме они создали и продвинули в Канны собственный фильм. Без всякой помощи. Без спонсоров. Без денег. Без поддержки.

«А хочется, чтобы кинематографисты города и края - а их немало - могли бы собираться, обсуждать, работать вместе - признается Алексей Двоеглазов. - Нужна площадка, где можно помогать друг другу  - в том же продвижении. Игорь же сделал отличный фильм, а как продвинуть - не знает. Также просто необходимо место, где бы эти и другие фильмы находили своего зрителя - живое место общения авторов и тех, для кого это кино сделано».   

А если поездка в Канны станет всего лишь яркой вспышкой в биографии? Готовы ли к такому повороту?

«В любом случае надо развиваться, работать над собой и трудиться дальше, - говорит Игорь и рассказывает о творческой мечте: снять полнометражный игровой мюзикл. - Яркий, красивый, зажигательный. Там все будут петь - и я тоже, громче всех».

До Канн «Марапацуцу» можно будет увидеть только на закрытом показе, о котором авторы сообщат позже. В настоящий момент Алексей и Игорь не стоят на месте - они придумали минимультсериал с условным названием «Режиссер как режиссер». И в первой пилотной серии, которую можно найти в сети, объединили «Сталкер» Тарковского и «Криминальное чтиво» Тарантино. Pulp Stalker называется. Проект с названием Pulp Stalker уже получает первые восторженные отзывы.