Фамильная печать играла большое значение в прошлых веках. Она была в распоряжении у каждого европейского знатного рода. У братьев Лазебных есть нечто более весомое. С прошлого века сохранились образцы плитки-черепицы. От времени потемнели. Но фирменное фамильное клеймо читается: «Лазебна Кугаейке чирепиш заводец». Хорошая черепица. До сих пор в Кугоейской стоят дома, ею покрытые.
Сомненья, прочь!
Картины Лазебных не могут не нравиться. Искусствоведы отмечают их «простоту и открытость». Хвалят художников за точно схваченную кистью «эмоциональность южнорусской жизни», за талант передавать «правдивость миросозерцания людей». Но самая точная характеристика братьям выдана их таганрогским товарищем-драматургом. Александр Смирнов в книге «Я всех вас безумно люблю» их так описал: «А вот братья Лазебные... У них и инициалы одинаковые, и бороды, и похожи друг на друга, как близнецы. Кто редко встречает - отличить не может. А у них разница в возрасте шесть лет… Есть такая станица Кугоевка, река Ея там протекает. Места красивейшие. Они родом оттуда… Уж если работу сделают, - посмотришь иногда, аж дух захватывает. Какие пейзажи!.. Вот она Русь, Кубань родная, или горы, или степи, или речка в камышах, или ночь лунная… Ах!.. А натюрморты какие!.. Без души так понять, прочувствовать, да еще и сделать все это - невозможно».
Братьев часто спрашивают, как они стали художниками? В Кугоейской не было художественной школы, краски с кисточками - и то дефицит!
«Сомнений в том, кем стану, у меня не было с детства, - говорит Владимир Викторович Лазебный. - Любил рассматривать картинки в книгах, репродукции. И занимала меня мысль: а как нарисовать, чтобы, «как в жизни»? Мне представлялось это чудом, я мечтал стать волшебником».
И, как в сказке, мальчику помог «добрый фей». В станицу приехал художник – у друзей погостить, на пленэр походить. Рассказал, с чего начинать. Окончив десятилетку, Владимир отправился в Краснодар. Поступил на подготовительные курсы, а потом и в университет.
Василий на шесть лет его младше. С профессией не мог определиться долго. То дрессировщиком хотел стать, то егерем. В 10 классе решил поступать в океанологический институт (поманила возможность объездить весь мир, посетить самые экзотические места на планете). Уже и характеристики начал собирать.
И тут приехал в станицу на лето брат: «С ума сошел! Ты же художник!»
Василий частенько ходил на пленэр с братом, но художником себя не ощущал. Вначале оторопел. Но Лазебный-старший доходчиво объяснил, что самая романтичная профессия - художника, а не егеря или океанолога. Потому что художник - человек, который не просто смотрит на мир, он его преобразовывает, открывает в нем особые качества. И люди потом смотрят на мир его, художника глазами, удивляются, восхищаются. Что оставалось Лазебному-младшему? Пошел по стопам брата, поступил на худграф.
Картинная галерея при заводе
Владимир худграф КубГУ окончил в 1971 году. И… попал в историю! Жена - родом из поселка Октябрьский Красноармейского района. Там молодые решили вить семейное гнездо. Молодой художник получил предложение, от которого немыслимо было отказаться. Помочь местному рисоводческому заводу-миллионеру создать… картинную галерею, стать ее директором. Слава миллионера гремела на всю страну. Директор - Герой Соцтруда Алексей Исаевич Майстренко - человек-легенда. Родился до революции, в детстве батрачил. Характер имел жесткий. Дури и лени не прощал - ни совхозным работникам, ни разным руководителям. Трудяг, мастеров - уважал. Старался, чтобы, как в песне: «Кто был ничем, тот станет всем». В Октябрьском было газовое отопление, централизованное водоснабжение, асфальтированные дороги. А еще - дворец культуры на девятьсот посадочных мест. Для рисоводов, овощеводов, животноводов, их детворы. Выступали на подмостках звезды первой величины: Лев Лещенко, Николай Сличенко, Валентина Толкунова, Людмила Зыкина, Майя Плисецкая!
«Мы привыкли к тому, что культура - это привилегия больших городов. Но Дед, так уважительно его называли, свято верил, что кроме кормов, тракторов, человек должен иметь возможность соприкасаться с прекрасным. Работяга после трудной работы должен отдохнуть. Не просто отдохнуть - вдохновиться. Потому и решил создать картинную галерею», - рассказывает Владимир Викторович.
С задачей справился достойно. В передовое хозяйство Майстренко регулярно наведывались первые лица СССР: Никита Хрущев, Алексей Косыгин, Леонид Брежнев. Часто бывали заграничные делегации. И непременно посещали все картинную галерею. В фондах ее состояли не только картины лучших кубанских художников, но и авторов СССР и зарубежья. Местные называли ее ласково: «Малая Третьяковка». Сохранилась она и сегодня.
Как растащили подаренные картины
Фамилия Лазебных - одна из первых в летописи станицы, основанной в 1887-м. Три казака, три брата: Платон, Евмен и Никита - осваивали новые земли Кубани. Евмен купил землю рядом со станицей и построил черепичный завод. И виданное ли дело - в те далекие времена, когда крыши крыли камышом и соломою, кугоейские хаты были почти все покрыты черепицей. Работящий мастеровой-заводчик и был прадедом Владимира и Василия. Умер еще до революции. Судьбы Платона и Никиты сложились драматично.
«Один из них, к сожалению, мы не знаем имени, был расстрелян во время гражданской войны, - рассказывает Василий Викторович Лазебный. - Мужики были головастые и рукастые. Однажды зашли в станицу белые, попросили починить пулемет. Потом пришли красные и за то, что помог, расстреляли. Платон это был, или Никита - выяснить мы не сумели. Десятилетиями обсуждать такое даже в кругу семьи было опасно. О том, что одного прадеда убили, а другой бежал, оставив хозяйство, мы узнали в 70-х».
Дед художников - Василий - погиб в Великую Отечественную. Отец - Виктор - в горниле войны уцелел, много лет проработал кузнецом в колхозе. Каждый оставил свой след на земле... Черепицу или, как эмигрировавший (судя по всему) Платон или Никита - крепкий просторный дом (до 2000 года в нем размещалась местная администрация).
Братья Лазебные вдвоем создали в родной Кугоейской картинную галерею. В 1987-м, к столетию станицы, подарили землякам собрание из ста лучших своих картин. И они… пропали!
«Колхоз стал разваливаться, - объясняет Василий. - Из здания галереи картины перенесли в правление, сложили там в комнате… И растащили их! Сохранить удалось 14 полотен. Четыре мы передали в среднюю школу, 10 - в художественную».
Чем счастливы братья, так это человеческим своим продолжением. У Владимира две дочки. Старшая окончила художественную школу, преподавала. Внучка - вокалистка, учится в консерватории. У Василия трое детей: две дочери и сын. Сын учился в художественной школе, стал резчиком по дереву.
Когда в своей семье хорошо - обиды чужих не так ранят. Зла на земляков братья не держат. Мол, раз картины утащили, значит, кого-то они радуют. Значит, вправду хорошие, как черепица, которую больше века назад на своем заводике изготовил мастер-самоучка, казак Евмен Лазебный…