Научить летать. Как супруги-хореографы основали танцевальную династию

Анатолий Маленко / Из личного архива

В семье балетмейстера Анатолия Маленко пять человек, и все хореографы. Анатолий и Ирина встретились, будучи еще пятиклассниками - музыка свела. Тогда танцевали они в одном коллективе во Дворце пионеров, что находился в Кировограде. И с тех самых пор уверенными хореографическими шагами вместе идут по жизни. Танцуя и широко улыбаясь, преодолевают препятствия на пути.

   
   

Сейчас супругам почти по пятьдесят. Да только ни по внешности, ни по задору не скажешь. На сцене они вытворяют такие трюки, что позавидуют спортсмены в расцвете карьеры. К слову, Ирина и сама мастер спорта по спортивной гимнастике, а хореографией занимается с шести лет. При этом у нее два высших образования. Больше того, она не только солирует во взрослом ансамбле и преподает, но и разрабатывает дизайн и шьет концертные костюмы для коллективов.

На сцене с пеленок

В маленький приморский Темрюк артисты переехали из Краснодара. В течение восьми лет они оттачивали мастерство, работая в государственном концертном ансамбле танца и песни «Кубанская казачья вольница» Краснодарской филармонии под предводительством Александра Литовченко.

«Руководить темрюкским коллективом «Юность Тамани» я стал случайно, - вспоминает Анатолий Алексеевич. - Тогда, в 1999 году, ансамблю исполнилось 32 года. Балетмейстер был уже пенсионером, и ему долго не могли найти замену. И мы с женой подошли на эту роль. Переехали, взялись за дело, тогда-то все и закрутилось».

Все трое сыновей пошли по стопам родителей. Михаил сейчас заканчивает хореографическое отделение Тамбовского института культуры. При этом живет в Санкт-Петербурге и работает в государственном ансамбле «Песни и пляски» Западного военного округа. Дима - артист в районном Доме культуры, выступает и преподает в младших группах, параллельно учится на втором курсе Луганского института культуры.

   
   

Как-то младшего сына - семиклассника Илью - спросили: «Кем собираешься стать?».

«А у меня разве выбор есть?» - удивился мальчик.

Мы никогда не настаивали на хореографическом будущем детей. Сказалось, наверное, то, что все трое с самых пеленок гастролируют вместе с нами. Еще ходить не научились, а уже на сцене…

«Хотя выбор у Ильи, конечно, есть, как был и у всех наших сыновей, - говорит Анатолий Алексеевич. - Мы никогда не настаивали на хореографическом будущем детей. Сказалось, наверное, то, что все трое с самых пеленок гастролируют вместе с нами. Еще ходить не научились, а уже на сцене…»

И правда, ну кто после такого предпочтет корпеть над кипами документов в душном офисе? Тем более, отец семейства уверен, далеко не всем дано так искренне увлечься искусством, не у всех есть прирожденный талант. И когда эти два компонента уживаются в одном человеке - грех не воспользоваться.

«Я, наверное, зануда»

Кто-то всю жизнь стремится к богатству, к карьерному росту. Но у четы Маленко ценности другие: взаимопонимание, взаимовыручка, эмоциональное удовлетворение.

«Вокруг нас всегда оравы талантливых, классных детей, - улыбается Анатолий Алексеевич, - разве не в этом счастье?»

Анатолий и Ирина вместе еще со школьных лет, сегодня им почти по пятьдесят, но они до сих пор на сцене. Фото: Из личного архива/ Анатолий Маленко

Сейчас он руководит двумя танцевальными коллективами - «Юность Тамани», в состав которого входят взрослые танцоры, и «Таманцы», где выступают дети. А это 90 человек! Коллективы за 17 лет обновлялись не раз. Дети растут, приводят заниматься своих детей. Братья, сестры… танцуют целыми династиями. В городе за это время образовалась отдельная каста танцующих людей. И они отличаются как раз своей целостностью, взаимовыручкой, пониманием, особым отношением к жизни.

«Танцевал у нас мальчишка, после школы ушел в армию, - рассказывает Анатолий Алексеевич. - Вернулся и устроился грузчиком. Но мы его уговорили заново начать карьеру артиста. И он снова вышел на сцену. Здесь же и жену нашел, так образовалась еще одна танцевальная семья».

Но Анатолий Маленко скромничает, рассказывая о многочисленных заслугах своих учеников. На самом деле он ежедневно модернизирует собственную систему образования и вносит ноу-хау. К примеру, он единственный в крае, чьи уроки демонстрируются на экраны в «прямом эфире».  В хореографическом классе стоят две веб-камеры. Они в реальном времени выводят занятия на мониторы в коридоре, где ребят обычно ждут родители.

«Это стимулирует детей, и родители видят, как ведут себя их чада в других условиях, - уточняет Анатолий Маленко. - Порой из-за двери чей-нибудь папа и покажет кулак своему отпрыску. Тот тут же лениться перестает».

В классе тоже экран в полстены, на котором ученикам через проектор показывают мировые шедевры и прокручивают съемки собственных выступлений, разбирая ошибки.

При работе с детьми постоянно приходится искать подходы и рычаги. И один из них Анатолий Алексеевич называет «марафоном».

«Другие называют это дрессировкой. На самом деле это просто очень длительное повторение одного и того же движения. Те, кто работает хорошо, награждаются минуткой отдыха. Другие при этом быстро начинают подтягиваться, стараясь догнать лидеров. Я, наверное, зануда. До последнего буду давить на самую больную точку. Так и добиваемся результата».

Ремонт как праздник

Казалось бы, чем можно отличиться в народном танце? Особенность коллектива - артисты движутся легко, словно летают над сценой. Но этой «воздушности» добиться непросто. Оказывается, дело в стилистике - по большей части она украинская. Если казачьи танцы отличаются воинственностью, грозностью, то здесь преобладает легкость. Кроме того, все номера хореографа и режиссера - с сюжетом. Это шуточные и не только картинки, зарисовки из жизни. Каждый раз постановки вызывают фурор у зрителей.

«Хорошую идею нужно выносить, - делится Анатолий Алексеевич, - она рождается иногда медленно. Вдохновение не терпит спешки. Пегас, несущийся на всех парах, порой тоже дремлет. Хорошему балетмейстеру легко скопировать, поставить чужой номер. Но я честолюбив в этом отношении и если перенимаю номера, то общепризнанные шедевры. А так пытаюсь ставить только свое».

Те, кто работает хорошо, награждаются минуткой отдыха. Другие при этом быстро начинают подтягиваться, стараясь догнать лидеров. Я, наверное, зануда. До последнего буду давить на самую больную точку. Так и добиваемся результата.

Ансамбли отличаются живостью, задором, энергией. Во время концертов зал всегда просыпается, взрывается и смеется. Разъезжают коллективы по всей России, выступают на фестивалях, участвуют в конкурсах. Были в Стокгольме, где стали лауреатами шведского фестиваля. На Кубани выступают в основном в прибрежных городах, в Геленджике, Анапе.

«Лично я к кубкам и наградам равнодушен, - говорит Анатолий Маленко. - Детей да, стимулирует. Но я не учу их вырывать победу любой ценой. А рекомендую выступать так, чтобы зал рукоплескал и зритель хотел продолжения. Я за путешествия и эмоции. Да и вообще, хореография ведь - не просто умение двигаться под музыку. Это помогает в жизни. Современным детям бывает нелегко сконцентрироваться. А наши занятия развивают всестороннее мышление, логику, учат внимательности и принятию решений в кризисных ситуациях».

Все праздничные каникулы семья участвует в новогоднем театрализованном шоу, которое проходит по три раза в день!

«Вся жизнь наша проходит на сцене, а потому дома хочется только покоя, - говорит Анатолий Алексеевич. - Каждое 1 января мы мечтаем просто полежать, отдохнуть. Но не тут-то было! У нас традиция: во второй половине дня начинаем ремонт. В первой-то выступления обычно…  И так каждый год. Все делаем своими руками, мы с женой вообще очень любим мастерить. Нашу старенькую квартиру уже почти полностью модернизировали. Кроме того ремонт - практически единственная возможность пообщаться в узком семейном кругу. У нас ведь все запущено настолько, что и сыновья порой дома меня по имени-отчеству называют».