Каждую осень на несколько дней Краснодар превращается в фотографическую Мекку с десятками выставок, лекций, мастер-классов и кинопоказов. На фестиваль съезжаются фотопаломники со всего света. Это крупнейшее культурное событие, собравшее в минувшем году 52 000 зрителей и участников. В 2018-м PhotoVisa отмечает 10-й день рождения – для негосударственных фестивалей - почти рекорд. «АиФ-Юг» поговорил с организаторами о фотографии, как искусстве наблюдения и о фестивале, как об уникальной арт-площадке.
Он сказал: «Поехали!»
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Давайте начнём с самого начала. Придумали фестиваль четыре человека. Говорят, буквально на коленке, на кухне.
Евгения Карпанина: Сооснователей действительно четверо: краснодарские фотографы Татьяна Зубкова, Маша Гольдман, Леван Мамулов, преподаватель фотографии Краснодарского художественного училища и Ирина Чмырева из Москвы - старший научный сотрудник отдела русского искусства ХХ—ХХI веков НИИ теории и истории искусства Российской академии художеств и куратор множества российских и международных выставок и фестивалей. К счастью, она согласилась участвовать в проекте, задала вектор. И действительно, идея родилась в каких-то дружеских разговорах. Я и ещё несколько человек к команде присоединилась позднее.
- А кто был первым человеком, которого озарило? Кто сказал: «А давайте…»
Маша Гольдман: Это не было внезапным озарением. Было общее и давнее желание читать лекции, устраивать выставки, встречаться, общаться с коллегами. Полёт, первый выход на фотовизную орбиту не был индивидуальным. Мы размышляли, а что бы нам такое в своём городе сделать интересное и полезное? Ирина охотно делилась своим опытом участия в международных крупных фотофестивалях, а сказал «поехали» и махнул рукой Леван. Сомнений в том, что проект удастся, не было. Просто потому, что мы изначально делали то, что для нас было важным, а помимо этого мы дружили, были командой.
Евгения Карпанина: Я не фотограф, арт-менеджер. На мой скромный взгляд, важна такая вещь как организация выставочного пространства. Прежде всего, гостям, участникам и зрителям должно быть интересно. Для этого выставку нужно правильно собрать. Например, в краснодарской «Типографии» мы проводили фестивальную выставку, посвящённую людям, пропавшим без вести. Чтобы она зазвучала, перекрасили стены в тёмно-серый. Фотографии сзади подсветили свечами. А сюжеты, например, такие. Море и рубашка плавает. И всё понятно. Человек ушёл купаться и не вернулся. Остались какие-то его вещи. А его самого нет. И ты идёшь по тёмному коридору, мерцают свечи. И сердце замирает, дух захватывает. Профессионал построит выставку так, что человек, оказавшийся в её пространстве, проваливается в иную реальность, как Алиса в кроличью нору у Льюиса Кэрролла. Фотография - это не просто картинки на стене. Особое чувство, удовольствие, когда их можно «читать», «зависая» подолгу. Я счастлива, что работаю с потрясающими профессионалами, которые умеют дать зрителю такую возможность, такое волшебство.
Искусство в перчатках
- По какому принципу вы приглашаете авторов? Я посмотрела программы прошлых лет, есть выставки, темы странные. В 2013-м, например, Ян Смит из Мексики читал лекцию с названием: «Технологический прогресс: преддверие апокалипсиса?». Какое отношение эта тема имеет к фотографии?
Маша Гольдман: Самое непосредственное. Фотография это идеальное медиа, которое может рассказать о прошлом, сохранив воспоминания, но и показать будущее. Тема апокалипсиса, воздействия человека на окружающую среду - это то острое и болезненное, что должно быть показано и было показано Яном Смитом. Он снимал Фукусиму через год после аварии на АЭС. Он рассказал о катастрофе, избегая языка сенсаций. Вместо этого предложил альтернативную точку зрения, погрузив зрителя в историю домов, жители которых были эвакуированы. И подобные истории заставляют остановиться и задуматься гораздо действеннее, чем громкие новости из телевизора, часто звучащие фоном.
- Для участников фестиваля важно ведь не только других посмотреть, но и себя показать? Расскажите, что такое портфолио-ревю?
Евгения Карпанина: Это обязательный элемент любого фото-фестиваля. Общение внутри профессиональной тусовки – необходимый элемент для развития мастерства. Приезжают эксперты высокого уровня. Есть, к примеру, бразильский фотофестиваль, куратор или директор приезжает работать на PhotoVisa - лекцию прочесть, поработать на портфолио-ревю. (Точно так же с огромным количеством иностранных фестивалей работают Маша Гольдман и Ирина Чмырева). Портфолио-ревю - это возможность для начинающих авторов встретиться с кураторами, издателями, представителями фотоагентств, редакторами журналов и арт-критиками из разных стран и показать им свои работы. Это ритуал со своими правилами. Стоят столики, покрытые скатертью и за каждым эксперт. На подход и сессию отводится 20 минут. Фотографы, которым интересно получить авторитетное мнение, готовятся заранее. Они печатают фотографии, в определённом порядке раскладывают. Оба, и фотограф, и ревьюер, в белоснежных перчатках – вот как велико уважение к фотографии и друг к другу.
- Какова география фестиваля, и как наши молодые земляки смотрятся на общем фоне?
Маша Гольдман: В лучшие годы, когда были посильнее финансово, принимали одновременно гостей из 15 и более стран. Буквально от А (Австралия) до Я (Япония). Насчитали за годы работы 32 страны. PhotoVisa впервые показал в России фотографию из Австралии, Южной Кореи, ЮАР… География России – вся страна. Мы имеем возможность посмотреть (и показать) удивительные коллекции. Конечно, стараемся показать краснодарских фотографов. Не потому, что свои, а потому что делают то, что интересно. Кого хочу отметить?
Я приоткрою карты и анонсирую несколько персональных выставок краснодарских авторов, которые PhotoVisa покажет этой осенью. Спектр широк: зрителей ждет выставка признанного мастера Левана Мамулова и первая персоналка молодого автора Милы Побединой. Покажем выставки Яны Васильевой, ставшей по результатам голосования победителем портфолио-ревю-2017, Дмитрия Агеева, Ани Сержант. Пройдёт выставка художницы Ирины Мартусенко. Она не фотограф, но использует фотографию в своих волшебных коллажах. Так что скучно этой осенью в Краснодаре точно не будет.
Кому сказать «спасибо»?
- Не могу не задать вопрос… А на какие деньги вы существуете?
Евгения Карпанина: В начале разговора упоминалось о средней продолжительности жизни негосударственных, т.е лишённых гарантированной и постоянной финансовой подпитки, фестивалей: пять-шесть лет.
Причина в том, что народ, в особенности организаторы, выгорают. Постоянно требуются всё новые ресурсы. Человеческие, профессиональные, финансовые, временные. Помогают партнёры и спонсоры, спасибо им. А помогают почему? Наш фестиваль – это престиж, бренд, визитная карточка Краснодара и края. Много ли подобных проектов, здесь родившихся? Фестиваль не приехал по франшизе из Москвы. PhotoVisa – это всегда интересно, всегда резонансно.
Наше портфолио-ревю даёт победителю возможность показать персональную экспозицию на фестивале следующего года. Более десяти авторов впоследствии получили приглашения и представляли персональные выставки на международных фестивалях за рубежом. У пяти работы вошли в музейные коллекции фотографии в США. В Краснодаре можно создать арт-сцену, которая работала бы круглогодично. У нас есть верные помощники-волонтёры: переводчики, повесчики, координаторы, курьеры. Три фестивальных недели трудятся в авральном режиме, буквально не спят. Увлечённые, талантливые, молодые. Но если честно, есть опасения, что в какой-то момент наши ресурсы кончатся. Мы нуждаемся в помощи, в большем внимании.