Анатолий Васильев - профессор Кубанского государственного университета, кандидат педагогических наук, член Союза художников России и заслуженный деятель искусств Кубани. После этого перечисления сразу понятно, что речь идет о настоящем профессионале, который очень много сделал на своем поприще. Для этого у него было много времени. В прошлом году Анатолий Алексеевич отпраздновал 80-летний юбилей, а в нынешнем отмечает 55-летие преподавательской деятельности.
Из авиамоделиста - в художники
Анатолий Васильев родился и рос в Московской области. В средних классах школы ощутил интерес к авиамоделизму и начал посещать соответствующую секцию в Доме юного техника. Но оказалось, что судьба привела его туда совсем с другой целью.
«В Доме юного техника я увидел, как ребята занимаются в студии ИЗО, - рассказывает художник. - И мне так понравилось, что я тоже стал ее посещать. В результате эти занятия сыграли большую роль и помогли мне поступить на художественно-графический факультет Московского государственного пединститута. А там мне повезло с наставниками. Руководителем дипломной работы был известный художник Федор Павлович Решетников, написавший картину «Опять двойка».
После получения высшего образования в 1962 году Васильев попал по распределению в Краснодар и стал преподавать на художественно-графическом факультете Краснодарского пединститута, позднее преобразованного в Кубанский госуниверситет. Анатолий Алексеевич отдал много сил воспитанию молодых художников. Достаточно сказать, что он двадцать лет был заведующим кафедрой живописи. Но университетская работа не мешала ему заниматься собственным творчеством.
Мастер пленэра
Васильева называют последовательным пленэристом. Знатокам живописи этот термин скажет многое о картинах художника, а для обычных читателей нужно пояснить, что его творчество немыслимо без работы на открытом воздухе. Суть пленэрной живописи - в передаче вибраций атмосферы, мерцаний света, игры красок. Она воплощает движение, охватывающее природу от тоненькой травинки до широких рек и высоких облаков.
В поисках материала для своих картин Анатолиий Васильев изъездил с мольбертом полстраны. В числе регионов, где он работал, - Краснодарский край, Карачаево-Черкессия, Подмосковье, Архангельская, Владимирская, Ленинградская области. Причем порой он возвращался на одно и то же место снова и снова. Например, так было с Троице-Сергиевой лаврой, которую краснодарский мастер писал в разные времена года. Другой важной вехой в его творчестве стали работы, созданные в деревне Золотица на Белом море.
«Я очень люблю русский пейзаж, - объясняет художник свои пристрастия. - Я воспитан на полотнах таких наших корифеев живописи, как Левитан, Саврасов, Поленов, Серов и другие. Также в моем творчестве уделяется много внимания монастырям и церквям. Хоть нас и воспитали атеистами в свое время, я называю себя сочувствующим православной вере и отношусь к ней с глубоким уважением».
Пейзаж всегда был для Анатолия Васильева на первом месте, но также из-под его кисти вышло немало портретов и жанровых композиций. А всего он написал за свою жизнь более двухсот картин, часть из которых находятся в фондах крупных музеев. И неудивительно, что творчество этого человека получает восторженные отзывы критиков.
«По складу своей души, по культуре и образованию Васильев попадает в архетипы пленэрной живописи, синтезирующей стилевые приемы импрессионизма с требованием крепкого академического рисунка и «неразмытости» формы, - написала о творчестве художника искусствовед Татьяна Соколинская. - Поэтому непосредственность восприятия мира сочетается с ясной композицией, тектоничностью, созданием однородной колористической среды. В этюдах художник заимствует приемы выразительности у большой композиционной картины. Натура воспринимается им как исходный материал. Вглядываясь в природу, художник отбирает для себя сущностное, а не случайное и тщательно «строит» картину. Часто он выбирает высокую точку зрения, что сглаживает ощущение этюдной непосредственности. Первое впечатление перерастает в философское размышление о природе».
Лучшая картина – впереди
Несмотря на возраст, Анатолий Алексеевич продолжает преподавать на кафедре живописи художественно-графического факультета КубГУ и передавать свои знания молодому поколению. Сложно даже представить, сколько студентов им подготовлено за 55 лет работы в вузе. Но он очень сожалеет, что сейчас подход к обучению стал совсем не таким, как прежде.
«За последние годы произошли изменения в худшую сторону и потому мне трудно об этом говорить, - признается Анатолий Васильев. - Нас ставят в такие условия, что мы не можем учить художников-педагогов настолько качественно, как это было в свое время. Сокращены часы профессиональной подготовки, изменились планы и содержание занятий. Вероятно, работающие в министерстве образования люди далеки от понимания нашего факультета».
Но в то же время очевидно, что уровень конечных знаний во многом зависит от усердия самого студента. По мнению Васильева, истинный талант появляется на свет очень редко, но все люди рождаются с определенными способностями, которые просто нужно упорно развивать. И сам он никогда не прекращал этого делать.
«Настоящий художник всю жизнь учится, стремится писать лучше и никогда не бывает полностью удовлетворен собственными достижениями, - продолжает Анатолий Васильев. - Я тоже продолжаю постигать свою профессию, оттачивать навыки и видение, порой даже возвращаюсь к старым работам для их улучшения, И всегда думается о том, что самая хорошая работа еще не создана. Сейчас я продолжаю писать картины на основе тех этюдов с натуры, которые когда-то делал. У меня накоплено столько материала, что я не смогу обработать его за всю оставшуюся жизнь».
Ближе познакомиться с творчеством Анатолия Васильева можно на его персональной выставке, которая открылась в Краснодарском центре реабилитации искусством и творчеством имени Николая Котлярова 8 сентября. На ней будут представлены около ста картин художника, созданных им за все время работы, то есть, начиная с 60-х годов прошлого века. Экспозиция посвящена 80-летию со дня образования Краснодарского края и приближающемуся Дню города Краснодара.