Современный передвижник. Зачем кубанский художник дает мастер-классы в селе

Александр Власенко / АиФ

Если выразить пройденный Виктором Ивановичем путь в цифрах, то получится солидная «математика». Некоторые результаты его работы давно измеряются трехзначными числами. Это касается количества созданных им живописных произведений, выпущенных студентов и подготовленных научных публикаций.

   
   

Еще с конца 60-х годов прошлого века жизнь художника неразрывно связана с Кубанским госуниверситетом, где он сейчас работает профессором на кафедре живописи художественно-графического факультета. Также он провел многие десятки выставок, мастер-классов и творческих встреч. Зная об этом, сложно даже представить, что его жизнь могла сложиться совсем иначе.

Мог бы стать архитектором

Виктор Денисенко родился на Ставрополье, в маленьком хуторе Колючка, которого уже даже нет на карте России. Семья была большая - шесть мальчиков и одна девочка, но в силу обстоятельств однажды всех их разом отдали в детские дома. Во время учебы в школе будущий художник подружился с одним из педагогов, который и привил ему любовь к рисованию. Хотя думать об этом хобби как о профессии Виктор Иванович не собирался.

Справка
Товарищество передвижных художественных выставок образовалось в 1870 году в Петербурге по инициативе художников Крамского, Перова, Ге и Мясоедова. Ведущими в искусстве движения были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных, устраивались и параллельные выставки для городов, куда основные экспозиции не доезжали.

«Я очень хотел быть архитектором и решил идти учиться в Ростовский инженерно-строительный институт, - рассказывает Виктор Денисенко. - Мне казалось, что для этого достаточно уметь рисовать, а остальное приложится. Но оказалось, что еще нужно хорошо знать математику. У меня с ней были проблемы, и поэтому я не поступил. И тогда мой учитель, Валентин Васильевич Паршутин сказал: «Поезжай в Краснодар, мне кажется, у тебя там все получится». Он сам здесь учился - уже в зрелом возрасте поступил на заочное отделение художественно-графического факультета нашего университета. Я последовал его совету и в 1967 году тоже стал студентом худграфа».

На третьем курсе его избрали председателем студенческого профсоюзного комитета университета, он проработал на этой должности десять лет. В 1980-м году Виктор Денисенко поступил в аспирантуру, а по ее окончании сам начал учить студентов. Затем успешно защитил диссертацию, подготовил к защите шесть аспирантов, написал около ста статей и двадцать учебных пособий. А параллельно с учебой и работой в университете Виктор Иванович на практике занимается пейзажной живописью.

   
   

Мастер русского реализма

Мы беседовали с Виктором Денисенко в его университетском кабинете. На стенах - некоторые из его новых работ, все - пейзажи.

Весь кабинет художника заставлен его работами, большинство из которых он создал за этот год. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Я очень люблю писать пейзажи, потому что эта работа дает возможность общаться с природой, ощутить с ней связь, - поясняет художник. - В свободное время обязательно стараюсь куда-нибудь выезжать. В основном, конечно, это бывает на каникулах и во время отпуска. Я категорический противник живописи с фотографий. Природу нужно увидеть своими глазами, почувствовать. Когда ты стоишь у холста, а перед тобой, к примеру, несется бурная Теберда, это очень воодушевляет».

Большинство его пейзажей написано с натуры на Кубани и в соседних регионах Северного Кавказа. Названия картин говорят сами за себя: «Адлер. Пик сезона», «Вечерний пляж. Архипка», «В Гуамском ущелье», «В поселке Мирном», «Здесь проходил великий Шёлковый путь», «Приэльбрусье. Осень», «Белая глина», «Ноябрь в Горячем Ключе», «Зимка в Потайном урочище». Реже он пишет портреты и натюрморты.

Виктор Денисенко - противник живописи по фотографиям: художник обязательно должен писать с натуры. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Его живопись продолжает глубинные традиции отечественного реалистического искусства. Его можно отнести к художникам, которых принято называть «традиционными» подразумевая под этим близость произведений к русской, а за ней и советской школе живописи», - так о работах мастера отзываютзя искусствоведы.

Уходящий год стал для художника одним из самых результативных в плане творчества. В течение лета он написал много работ, о каждой из которых можно рассказывать очень долго. Сам Виктор Денисенко затрудняется выделять какие-то из своих картин. Он говорит, что все они как дети и каждая по-своему любима и ценна. Но если учитывать географию его творчества, то невозможно не отметить крымские пейзажи, исполненные особым смыслом хотя бы в силу событий последних лет. Кстати, на одной из этих картин художник запечатлел ход строительства моста, который соединит полуостров с материковой Россией.

На этой картине, написанной минувшим летом, художник показал ход строительства моста в Крым. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«В Крым мы ездили с женой Татьяной, - рассказывает Виктор Денисенко. - Она была у меня там и проводником, и водителем, и организатором, а я только писал и радовался жизни. Супруга - мой главный помощник, и я многим ей обязан».

Россия - Родина моя…

На протяжении последних четырех лет Виктор Денисенко отдает много сил проекту «Россия - Родина моя…», объединяющему его творческую и педагогическую работу. Эта задумка родилась совершенно случайно. Все началось с выставки картин художника в стенах Законодательного собрания Краснодарского края, которая имела большой успех. Депутат и товарищ Виктора Денисенко по университетской работе Владимир Громов посоветовал ему показать свои творения всем жителям Кубани. Так и возникла идея проведения передвижных выставок в городах и районах края.

Первая из них прошла осенью 2012 года в Крымске. Выбор этого города был неслучаен. Тем летом там произошло страшное наводнение, и своим творчеством художник хотел как-то помочь местным жителям пережить эту трагедию. За Крымском последовали Новороссийск, Туапсе, Новомихайловка и многие другие населенные пункты Кубани. А через какое-то время Виктор Денисенко стал возить свои картины уже в соседние регионы. Их увидели в Крыму, вскоре после воссоединения полуострова с Россией, в Адыгее, в Карачаево-Черкессии.

По мнению искусствоведов, живопись Виктора Денисенко продолжает глубинные традиции отечественного реалистического искусства. Фото: АиФ/ Александр Власенко

А параллельно с выставками в рамках этого же самого проекта Виктор Денисенко начал давать мастер-классы для художников-педагогов, учащихся детских художественных школ, школ искусств, учителей общеобразовательных школ, и всех, кому это интересно.

«К сожалению, в художественных школах дают мало знаний по цветоведению, поэтому обучение его основам стало основной темой моих мастер-классов, - говорит Виктор Денисенко. - Также я передаю образовательным учреждениям свои книги, написанные в соавторстве с талантливыми учениками, наглядные пособия по теории и методике обучения живописи и цветоведению. Особо хочу отметить, что проект «Россия - Родина моя…» был бы невозможен без поддержки со стороны руководства нашего университета и министерства культуры края».

Виктор Денисенко не ограничивается семинарами для студентов, но и в рамках благотворительной акции дает мастер-классы по краю. Фото: АиФ/ Александр Власенко

В новом году проведение его передвижных выставок и мастер-классов продолжится. Виктор Иванович говорит, что будет заниматься этой работой до тех пор, пока имеет такую возможность. Тем более что, по его признанию, художник и сам извлекает большую пользу из общения с людьми, которым небезразлична живопись, и считает эту благотворительную деятельность своим скромным вкладом в совершенствование художественного образования и духовного развития молодежи нашего края.