Загадки Керченского пролива. Историки о поиске входа в царство Аида

В эти дни на Кубани проходит фестиваль «Античное наследие России». Между тем, многие считают, что Кубань – это исключительно казачество. Хотя край имеет богатейшую историю, которая восходит к временам бронзы. «АиФ-Юг» решил вместе с доктором исторических наук Аскольдом Иванчиком и историком Виталием Бондарем выяснить, каким представлялся Таманский полуостров и Керченский пролив древним грекам.

   
   

Опоздали на 150 лет

Местное население Прикубанья - синды, меоты, скифы и др. - не знали грамоты и не оставили письменных текстов, поэтому наши сведения о них, кроме археологических источников, происходят из архивов других народов, контактировавших с ними и обладавших письменной культурой. Для эпохи древности это почти исключительно данные греческих и латинских текстов. Они подразделяются на две большие группы - свидетельства литературных источников, то есть произведений, написанных греческими и латинскими авторами, и эпиграфические источники - надписи, составленные  в греческих городах Боспора. Те же источники позволяют судить и об истории греческих колоний, существовавших на территории Азиатского Боспора.

По мнению учёных, данные античных авторов о Северном Причерноморье весьма обширны. Один из основоположников научного исследования Черноморского региона в древности В.В. Лотышев собрал практически все известные свидетельства античных авторов о Северном Причерноморье.

Так, из этих источников ясно прослеживается, что греки познакомились с побережьями Таманского полуострова в ходе колонизации Черноморского региона, составлявшего часть Великой Греческой колонизации. При этом Чёрное море стало известно грекам и было ими освоено относительно поздно, несмотря на свою географическую  близость к Эгейскому морю, западный и восточный берега которого, а  также острова были зоной зарождения и основного распространения греческой цивилизации. Запаздывание колонизации черноморских берегов по сравнению со значительно более удалёнными Италией и Сицилией составляет почти 150 лет. Отчасти такое запаздывание объяснялось, скорее всего,  географическими причинами: Чёрное море соединено со  Средиземноморской системой узкими и достаточно сложными для плавания проливами. Несмотря на то, что трудность плавания по проливам в научной литературе иногда преувеличивалась, она всё же сыграла свою роль в относительной изоляции Черноморского региона, особенно на раннем этапе.

Многие вообще считают, что до появления запорожских казаков на Кубани никого не было и ничего не происходило.

Однако этот фактор не был главным. В ранний период греки, очевидно, воспринимали водные пространства, лежащие за пределами Босфора, как часть Океана. На это прямо указывает древнегреческий историк Страбон: «И вообще тогдашние (современники Гомера) Понтийское (Чёрное) море воспринимали как некий Океан и думали, что плавающие туда совершенно так же удаляются как вышедшие намного (Геракловы) столпы». Кроме того, следы раннего отождествления Чёрного моря с Океаном сохранились практически во всех связанных с ним легендарных традициях.  Соответственно, в ранний период греки представляли себе Чёрное море как залив Океана и не подозревали о существовании его северного и восточного побережий (Западное и Южное Причерноморье стали известны раньше благодаря контактам, осуществлявшимся по суше). Вероятно, этот фактор был главной причиной задержки колонизации Причерноморья: океан ассоциировался у греков с потусторонним миром, а также с хаосом, неорганизованным состоянием материи, и обосноваться на его берегах было сродни добровольному переселению в царство мёртвых. 

   
   

«Коровий брод»

Первые поселения греков на Чёрном море появились, видимо, в третьей четверти VII в до н.э. Самыми ранними из них были Истрия, Оргаме, Березань и Таганрогское поселение (предположительно Кремны), основанные примерно одновременно.  Возможно тогда же или немного позже была основана Синопа, однако из-за крайней слабой археологической исследованности судить об этом невозможно, во всяком случае древнейший известный  археологический материал из Синопы относится лишь к рубежу VII - VI вв. до н.э.

Обращает на себя внимание и тот факт, что одно из первых  поселений было основано в отдалённой точке Черноморского региона - в дальнем углу Азовского моря, неподалёку от устья Дона. Очевидно, что уже  вскоре после проникновения в Чёрное море, греки убедились, что оно замкнуто и вовсе не имеет прямых выходов в Океан. После этого колонизация его берегов развивалась уже стремительно. Уже во второй половине VI в. до н. э. они были заселены достаточно густо. Побережья Боспора, как европейский, так и азиатский берега, не привлекли внимания греческих колонистов в ходе первой  волны колонизации. Хотя греки безусловно проходили через пролив для того, чтобы достигнуть устья Дона, где было основано Таганрогское поселение. Освоение Азиатского Боспора греками начинается, по-видимому, лишь во второй четверти  VI в. до н.э.

Объяснение названия, которое носил в древности  Керченский пролив - Боспор Киммерийский - представляет собой непростую проблему: как само название, так и эпитет «Киммерийский». Для истолкования предложена народная этимология: «коровий брод». Согласно этой версии, пролив получил своё название потому, что его переплыла превращённая в корову Ио, преследуемая Герой (героини мифов древней Греции). Это объяснение содержится в самом раннем упоминании  Киммерийского Боспора - у древнегреческого драматурга Эсхила. Такое название было распространено в древности. Иногда в рационализированной форме пролив был якобы так мелок, что коровы могли переходить его вброд.

Болота ведут в преисподнюю

Кстати, описывая вход в Аид (царство Смерти), расположенный на берегу Океана, автор «Одиссеи» Гомер упоминает, что поблизости находились народ и город «киммерийцев», погруженные в вечный мрак. Благодаря огромной популярности гомеровских поэм, киммерийцы в античной традиции стали  одними из атрибутов. Поэтому в тех местах, где говорилось о  входе в царство мёртвых, почти автоматически появлялись киммерийцы, которые для большинства  греков были прежде всего жителями  преддверья гомеровского Аида. А уже во вторую очередь - полузабытым народом, когда- то совершавшим набеги на малоазийские города.

Для появления представления о том, где находится вход в Аид, необходимы были соответствующие природные характеристики этого места. Несомненными признаками входа в преисподнюю греки считали наличие глубоких расселин или провалов в земле, выходов подземных газов или испарений и серных источников, наличие болот. Прилегающие к Керченскому проливу территории имеют все эти характеристики. Район Керченского пролива - одна из самых крупных зон грязево-вулканической активности: на Таманском полуострове находится множество действующих грязевых вулканов; в не меньшем количестве они известны на Керченском полуострове. Активность этих вулканов характеризуется не только выбросами жидкой грязи, но и выходами горячего пара и газов.

Рядом  расположены серные источники, что, несомненно, должно было восприниматься греками  как признак близости входа в Аид. К тому же ряд районов Таманского полуострова заболочен из-за многочисленных протоков и стариц  дельты Кубани. Все эти факторы неизбежно должны были привести к локализации здесь входа в подземное царство.

И, действительно, археологические данные подтверждают, что на Таманском полуострове возле грязевых вулканов уже с самого раннего времени, по меньшей мере с конца VI в. до н.э. создавались святилища, посвящённые женским божествам тонического характера, имевшим непосредственные связи с подземным миром.

Надо сказать, что со временем поверья изменились. Сегодня эти вулканы считаются не только лечебными, но и улучшающими качество кожи. Грязь используют как маски для лица и тела. Теперь это вход в царство здоровья и красоты.

«Кубань имеет богатейшую историю, которая восходит к каменному веку, - подводит итог историк Виталий Бондарь. - Очень любопытны времена бронзы, ну и несомненный интерес вызывает античное наследие. Всё это всегда изучалось специалистами, но, к сожалению, не популяризировалось. Многие вообще считают, что  до появления запорожских казаков на Кубани никого не было и ничего не происходило. Хотя такой большой интерес к казачеству появился не так давно - в постсоветское время. Всем известно, что в советские  времена  казаки подвергались гонениям, как социальный слой  их пытались уничтожить. А когда политика государства изменилась, естественно, люди захотели узнать о своих корнях, тем более документов было предостаточно.

Гораздо сложнее с более ранними периодами истории края. Хотя, повторюсь, учёные всегда этой темой занимались. Да и в современном учебнике «Кубановедение» (что бы о нём ни говорили), все периоды становления и развития кубанского региона достойно представлены.

Хочется верить, что великую и древнюю историю нашей малой родины узнают не только кубанцы, но и россияне. А такие фестивали как «Античное наследие России» будут способствовать её популяризации».