Юрий Башмет рассказал, как обижается его единственный альт

Станислав Павлов / Из личного архива

В Сочи завершился ежегодный XI Зимний международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета. Мероприятие вновь стало главной зимней культурной площадкой России, поразив зрителей своим размахом. Артистический директор мероприятия маэстро Юрий Башмет рассказал, какой спектакль стал визитной карточкой фестиваля и чем его пленила «Пиковая дама».

   
   

В Сочи, как к себе домой

Ольга Захарова: Юрий Абрамович, с каким настроением в этом году приехали на фестиваль в Сочи?

Юрий Башмет: Я приезжаю сюда, как к себе домой. За 11 лет, что проходит сочинский фестиваль, курорт и его публика стали для меня родными. И все же волнение всякий раз присутствует. Хотя бы потому, что новый фестиваль традиционно предлагает сочинским зрителям премьеры. Я всегда сам тщательно отсматриваю программу, и всегда столько вопросов, столько открытий…

Досье
Юрий Абрамович Башмет – альтист, дирижер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий РФ. В 1986 году создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», который в 2008 году получил музыкальную премию Grammy. Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Возглавляет Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Был послом Олимпиады-2014. Артистический директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи. В 2018 году стал доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина.
– Чем удивили зрителей на этот раз, какими премьерами?

– Главная премьера фестиваля – авторская версия «Пиковой дамы», которую мы представили совместно с режиссером Павлом Сафоновым. В ней поразила совершенно незаменимая и неподражаемая графиня, выдающаяся певица, солистка Мариинского театра Ирина Богачева. У нее уже серьезный возраст для певицы, однако она не просто вышла и спела партию, она была в образе и фору дала всем молодым. Сама идея спектакля мне понравилась. Любовь, которая встречается после смерти. В Сочи на фестивале был показ, который, естественно, еще требует доработки. Не так просто будет ездить с этим спектаклем, там хорошо придуманы декорации, лестница, которую нелегко перевозить. Нам сложно гастролировать и со спектаклем «Не покидай свою планету», там тоже декорации довольно громоздкие. Но мы научились с ними ездить. Этот спектакль тоже был премьерой одного из фестивалей, теперь он триумфально шествует, интерес к нему не угасает. Мы сделали «Не покидай свою планету» визитной карточкой этого фестиваля, начинаем с него уже третий раз подряд. Надеемся, в следующем году тоже так будет.

– Только в последний день фестиваля на гала-концерте прозвучало сразу три премьеры. Расскажите о них.

– Дико волновался перед последней премьерой. Но радостно, что я вместе со слушателями в зале одинаково на себя беру этот риск премьеры. Первая премьера – симфоническая пьеса американского автора Алвина Синглетона. Вторая – концерт для альта с оркестром немецкого композитора Валерия Воронова. Музыку Воронова я исполнил впервые. Невероятная создается атмосфера, удивительное состояние и совершенно незаезженный музыкальный язык. Это очень интересно, трудно. Самое замечательное, что текст не только у меня трудный, но и у детей во Всероссийском юношеском симфоническом оркестре. И они все это выучили. Это, конечно, производит огромное впечатление, что такую музыку играют профессионально и точно. Что касается третьей премьеры, это «Путешествие по оркестру» московского композитора Кузьмы Бодрова, которое мы также исполнили с юношеским оркестром. Дети, живущие в разных регионах, собрались в Сочи специально ради фестиваля. В «Путешествии» каждый из них получил сольную партию. Бодрова я неплохо знаю, он написал музыку к спектаклю «Не покидай свою планету». После этого я заказал ему еще альтовый концерт, на прошлом фестивале была его премьера. Нас тогда не все устроило, Бодров довел концерт до более совершенной формы, кое-что убрал, что-то добавил, и теперь концерт будет жить, станет репертуарным. Я считаю, что это замечательная музыка – и трогательная, и мощная, она обречена на успех. Это большое приобретение фестиваля, оно стоит того, чтобы делиться с нашими слушателями. Будем гордиться и говорить «родилось в Сочи».

   
   

50 лет с альтом

– В этом году вы отметили двойной юбилей: 65 лет со дня рождения и полвека с начала творческой деятельности. Эти два важных события соединились в фестиваль под названием «Юрий Башмет – 50 лет на альте». Откуда появилось такое название?

– Мне его предложили. У меня замечательная творческая команда, и все они альтисты – кто-то в прошлом, кто-то и сейчас играет. Я с этим инструментом объездил весь мир. И я всегда отмечаю день рождения и Новый год концертом. И если в эти дни я не на сцене, то как будто и праздников не было. А в этом году у нас не только один концерт, но целый юбилейный фестиваль, да еще и конкурс альтистов. То есть в качестве участников – победители других альтовых конкурсов. Свой двойной юбилей я по традиции отметил на сцене концертного зала имени Чайковского. Это, скорее, юбилей – 50 лет с альтом, акцент я здесь ставлю. Поскольку это очень серьезный был поворот в моей жизни, и это тот же альт, с которым я прошел все достижения и недостижения. Это часть моих тела и души.

Справка
Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета традиционно проходит в Сочи в феврале. В нынешнем году в рамках мероприятия было задействовано семь концертных площадок города, участниками фестиваля стали порядка 1800 человек, концерты посетило более 13 тысяч жителей и гостей курорта.
– Кстати, о вашем альте. Правда ли, что это инструмент работы итальянского мастера Паоло Тесторе, с которым вы не расстаетесь уже более 40 лет?

– Правда. Этот инструмент со мной с 1972 года. Его привезли из Одессы, когда я был еще студентом, и передали моему профессору Борисовскому. «Приезжай, твой итальяшка тебя ждет», – сообщил Вадим Васильевич. Инструмент срочно продавали люди, уезжающие на постоянное место жительства за рубеж. Это было счастливое стечение обстоятельств! Я купил его за 1500 рублей, деньги заработал, играя на гитаре песни Beatles. Это родной брат инструмента Моцарта – Паоло Тесторе создал его в середине XVIII века. С тех пор мой альт сопровождает меня на всех конкурсах и концертах. Когда в рамках каких-то проектов мне в руки попадали иные инструменты, он очень обижался и потом обычно «хрипел» минут 10 – 15.

– Недавно вы стали доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина. Что вас подвигло на этот шаг?

– Для меня это уверенность, что я правильно проживаю свою жизнь. Я много гастролирую по миру, но никогда не уезжал из России. Европа, Америка, Япония, Австралия – где бы я ни был, везде чувствую уважение к своему сильному дому, в который я всегда возвращаюсь. Если в советское время Россию боялись, то сегодня ее уважают. И мне это очень нравится. Я везде уважаемый человек из уважаемой страны. И я всегда знаю, что мое достоинство и честь – под надежной защитой. Касательно выборов – я уверен, что искренность и настоящее обязательно победят. Это огромная ответственность. Очень хорошо, что у нас много претендентов, мы можем все взвесить и принять верное решение.

Смотрите также: