Известный российский коллекционер Александр Новиченко оригинально поздравил кубанцев с Международным женским днём - на двух этажах художественного музея имени Ф.А. Коваленко развернулась грандиозная выставка «Женский портрет. Художники России 1940-х-2000-х годов» из его собрания. Подробности – в материале Ивана Ващенко, искусствоведа, эксперта по художественным ценностям Министерства культуры России.
Наследницы Афродиты и Медеи
Женщина - эстетический феномен, созданный в первые дни творения, когда в результате генной инженерии из Адамова ребра получился шедевр на все времена, который назвали Евой - несомненно, самое совершенное создание тех далёких времён. Соломоновы песни - гимн ему, словно обжигающая любовная записка, забытая в древней «Книге бытия».
Для российского Юга матриархатная цивилизационная составляющая - понятие ситуационно и географически близкое: от Приазовья или Меотского озера начиналась гигантская дуга, словно тень от лука амазонки, идущая по Черноморскому побережью к Колхиде Медеи, Ионии - берегу Афродиты, где жила Сафо и далее - на юг, к Александрии Клеопатры. Таким образом, в античности целые территории были одухотворены деятельным «женским присутствием». Позже, в славный «бабий век» российской истории, были заложены Ростов-на-Дону и Екатеринодар, присоединён Крым.
На выставке из новиченковской коллекции представлена её сокровенная часть - почти полторы сотни изображений «дочерей Евы»: портреты, созданные во второй половине ХХ века масляными и акварельными красками, пастельными мелками, портретные этюды, рисунки и наброски, а также живопись, графика и скульптура с изображением обнажённой натуры.
В коллекции самым ранним по времени создания является этюд к «Портрету молодой женщины», написанный народным художником СССР, академиком Сергеем Герасимовым, самым, пожалуй, лиричным советским живописцем. Близко к нему по эмоциональному состоянию и артистичной технике письма можно поставить «Портрет девушки в шубке», созданный заслуженным художником России, московским живописцем Григорием Цейтлиным, написанный в далёкие шестидесятые годы. «Девушка в шляпке» Соломона Невельштейна изображена в лучших традициях французских импрессионистов, она словно соткана из летних солнечных лучей. «Портретом жены» заслуженный художник РСФСР Виталий Тюленев вошёл в серию выразительных образов молодых женщин, близких по социальному статусу и открытых окружающему миру или, наоборот, полных таинственной недосказанности.
Сказочным лоскутным одеялом - печворком - воспринимается «Летний портрет», весело написанный академиком Владиславом Разгулиным. Раиса Солуянова, единственная из кубанских художниц старшего поколения, достигшая несомненной известности, осталась в памяти непревзойдённым мастером натюрмортов и портретов, написанных масляными и темперными красками, а детских - цветными карандашами. Её «Портрет парфюмера Л. И. Шевченко» возвращает нас к «золотым страницам краснодарской цивилизации», когда в городе формировалась уникальная промышленность. Георгием Кошельниковым была создана в шестидесятые-восьмидесятые годы серия замечательных акварельных пейзажей и портретов, на которых сохранились образы девчоночьей красоты, например, в рисунке «Ира Ермакова», а его коллега Григорий Кравченко устраивал для худграфовских студентов потрясающие по мастерству мастер-классы по написанию портретных этюдов. В акварельном портрете «Нганасанка» народный художник России Николай Лой показал суровую романтику заполярных широт.
Зал гравюр и рисунков
Отдельный зал посвящён рисункам и гравюрам, изображающим или воспевающим женские образы. На выставке показаны восемь гравюр на дереве или ксилографий из обширной новиченковской коллекции, выполненной в знаменитой эстетике «укиё-э». Рисунок, на котором запечатлена «Студентка Смирнова А.», создан в мастерской народного художника РСФСР, академика Михаила Авилова. Наброски, выполненные Михаилом Архангельским простым карандашом, по сути, являются продолжением его размашисто экспрессивных по манере создания живописных портретов. С графики начиналась известность заслуженного художника России Алексея Паршкова, в коллекции представлены, наряду с живописью, его ранние литографированные женские образы, исполненные какой-то невыразимой полуден-ной неги.
И ню, и андерграунд
Андеграундный художник Евгений Цей пластической доминантой своего творчества сделал беззащитное женское тело, над которым устраивал жестокие опыты ХХ век. Его грандиозная графическая серия «Из каталога человеческих страстей и эмоций» - авторское прочтение мировой истории, поразительно чутко переданное через бесконечную цепь трансформаций, составленных из обнаженной женской плоти - самой эстетически совершенной и потому наиболее ранимой «субстанции мироздания». Его собрат по творческой интерпретации жизненных впечатлений Анатолий Зверев, когда-то ставший легендой I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, художник-нонкомформист, создававший на глазах ошеломлённых фестивальных гостей огромной кистью на листах бумаги, а при её отсутствии - на заборе фееричные женские образы. В экспозиции представлены два из них.
Особое место на выставке выделено большеформатным портретным работам и обнажённой натуре краснодарского художника Анатолия Бойчука. Они словно части огромной мозаики или сверкающего витража, наделившие изображённые женские лица и тела неземной энергетикой; в этот астральный вселенский каркас художник уверенно вставляет образы из «живой реальности». Поэтому вполне закономерно, что наполненный в сложной и изысканной колористической гамме портрет «Июльское утро (July morning). Портрет Виктории Новиченко» стал афишей, смыс-ловым и эстетическим центром всей выставки. Для Стаса Серова незамутнённая чистота детского восприятия мира стала «фирменным узнаваемым приёмом» в его творчестве, а девятилетняя девочка - объектом и «героиней» его «Пасьянса», «Девочки с ракушкой» и других картин.
Обнажённая женская натура как сокровенная часть творчества живописцев, графиков и скульпторов, как мерило их эстетического вкуса и профессиональной состоятельности вставлена в качестве дополнения к данному выставочному проекту - вдохновенная серия работ, посвящённых апофеозу божьего творения - обнаженному женскому телу от его природной первозданности до подлинных шедевров фитнеса и пластической хирургии. Ректором Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, народным художником СССР Виктором Орешниковым написанная в 1970 году «Обнажённая», вероятно, послужила блестящим по исполнению мастер - классом для студентов живописного факультета.
В преддверии солнечных весенних дней выставка «Женский портрет. Художники России 1940-х-2000-х годов» из собрания Александра Ивановича Новиченко, показанная в залах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко, думаю, послужит запоминающимся по своей щедрости эстетическим подарком жительницам и гостьям Краснодара к Международному женскому дню 8 марта.