Впервые в мире. В Сочи прошел Международный конкурс хоровых дирижеров

В Сочи состоялось большое музыкальное событие – Первый международный конкурс хоровых дирижеров им. Александра Васильевича Свешникова, аналогов которому нет ни в России, ни за рубежом. В грандиозном состязании приняли участие представители сразу 14 стран, которые своим примером показали, что мир хоровой музыки – явление уникальное, и этот вид искусства непременно должен быть популяризирован. Подробнее читайте в нашем материале.

   
   

Он чувствовал тайну тембра

Подобные конкурсы для молодых музыкантов – это не только возможность приобрести новые знания и решить наболевшие вопросы, но, главное, пообщаться вживую с великими мастерами, вдохнуть свежего творческого воздуха, почувствовать новые возможности и вдохновиться на последующие подвиги. Заявки подали 528 молодых хормейстеров из России, Китая, Эфиопии, Франции, Италии, Кипра, Молдавии, Белоруссии, Казахстана, Армении, Сербии, США, Японии и даже Вьетнама. Заочный этап успешно преодолели 36 участников из России, Ирана, Китая, Белоруссии и Казахстана. Эти конкурсанты и были приглашены в Сочи, где им предстояло показать свое мастерство еще в трех турах. Победители получили два миллиона рублей.

Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

БИОГРАФИЯ
Александр Васильевич Свешников - хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890 года. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. В 1944 организовал также Московское хоровое училище. Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова.

В течение недели хоровые дирижеры работали с тремя известными коллективами: хором Государственной академической симфонической капеллы России, филармонической хоровой капеллой «Ярославия» Ярославской государственной филармонии и хором студентов Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. А творчество их оценивали 14 именитых музыкантов, среди которых талантливый ученик, а затем и коллега Александра Свешникова, профессор Московской консерватории Станислав Калинин.

Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

«Приближается 135-летие со дня рождения великого мастера, моего непревзойденного учителя – хорового дирижера, хормейстера, общественного деятеля, Народного артиста и Героя труда Александра Свешникова. Мы просто обязаны были посвятить событие этому музыкальному гиганту – ведь на его творчестве воспитывалось несколько поколений советских людей, а благодаря его деятельности о советской культуре узнали во всем мире. Свешников считал, что хор – это наивысшая ступень музыкального исполнительства, потому что его основа - голоса, а они идут от сердца. Он чувствовал тайну тембра», – рассказал Станислав Калинин.

По словам Станислава Калинина, на конкурсе собралась самая талантливая молодежь со всего мира, по сути - наше будущее. Потому что без певческого искусства невозможна наша жизнь.

Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

Организатором конкурса стал культурный Фонд отечественного искусства «Классика XXI» при поддержке Россотрудничества. Состязания провели по инициативе генерального директора Культурного фонда отечественного искусства «Классика XXI», обладателя трех грантов президента РФ, дирижера Алексея Пугачева.

   
   

«Я, как продолжатель хоровых традиций, студент уже Станислава Калинина, подхватил его инициативу. Мне интересна задача возвеличить имя Свешникова, как отца русского хорового дела», - объяснил Алексей Пугачев.

По словам Алексея, аналогов конкурсу нет. А главная его задача – это приобщение людей к профессиональному хоровому искусству. В нашей стране сейчас высокая потребность к развитию этого вида творчества. И подобные состязания могут дать хороший толчок для такого развития.

Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

«То, что мероприятие проходит в Сочи и в атмосфере сотворчества, это уникальный формат для таких конкурсов. С первого момента участники имеют возможность контактировать с профессиональными крупными коллективами», - уточнил профессор Московской консерватории, руководитель Филармонической хоровой капеллы «Ярославия» Владимир Бондарев.

Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

В состав жюри конкурса вошли 14 мастеров из семи стран. В мире музыкальных конкурсов общение с мэтрами - это настоящая редкость. Чаще всего участникам остается лишь догадываться о своих ошибках и ждать результатов. Но не в конкурсе хоровых дирижеров. Здесь у участников была уникальная возможность получить личные рекомендации от экспертов, которые помогли им в дальнейшем росте и развитии. Молодые дирижеры с энтузиазмом воспользовались этой возможностью.

Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

Победителей объявили на официальной церемонии закрытия состязания. Награды получили:

Категория I

  • Диплом V премии – Вера Фейгина (Россия) и Пелагея Павлова (Россия)
  • Диплом IV премии – Кирилл Бабич (Россия), Тимур Максутов (Россия), Александр Палехов (Россия), Туаев Сармат (Россия)
  • Диплом III премии и звание Лауреата III степени – Тимур Ханин (Россия) и Георгий Ванин (Россия)
  • Диплом II премии и звание Лауреата II премии – Анастасия Колесова
  • Специальный приз «Творческое признание хорового коллектива» достался Тимуру Ханину (Россия)

Категория II

  • Диплом V премии – Софья Кудрявцева (Россия) и Эмиль Мустафаев (Россия)
  • Диплом IV премии – Латифи Карен Амир (Иран) и Вадим Груздев (Россия)
  • Диплом III премии и звание Лауреата III степени – Ли Ицзе (Китай), Никита Самойлов (Россия), Иван Татарчук (Россия)
  • Диплом II премии и звание Лауреата II премии – Ирина Новичкова (Россия)
  • Диплом I премии и звание Лауреата I премии – Мария Козырева (Беларусь)
  • Специальный приз «Творческое признание хорового коллектива» – Вадим Груздев (Россия)
  • Специальный приз – выступление в 2024-2025 сезонах в качестве дирижера с Государственным камерный хором Республики Беларусь – Ли Ицзе (Китай)
  • Специальный приз – выступление в 2024-2025 сезонах в качестве дирижера с Филармонической хоровой капеллой «Ярославия» – Мария Козырева (Беларусь).
Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

Лауреаты и победители приняли участие в заключительном Гала-концерте, который состоялся на сцене сочинского Зимнего театра. Там музыканты исполнили лучшие произведения своей конкурсной программы - продирижировали те работы, которые принесли им победу. Важнее всего то, что вдохновляющая атмосфера конкурса передалась и обычным слушателям. Это, пожалуй, один из главных показателей.

«Побывала на заключительном концерте 30 ноября. Это было что-то неимоверное и фантастическое! Очень благодарна Алексею Пугачеву за то, что предоставляет нам такую возможность - прикоснуться к прекрасному, почувствовать свет, позитив и радость!», - поделилась эмоциями зрительница Юлия Проваторова.

«Невероятно талантливые, энергичные, чувствительные, харизматичные, волевые юные дирижеры. Очень волнительно было наблюдать за всеми. Болела за каждого из конкурсантов», - рассказала Марина Черанева.

Фото: музыкальныйфестиваль-россия.рф

КСТАТИ
В рамках музыкального состязания прошла презентация книги с заметками и очерками об Александре Свешникове и выставка к юбилею музыканта, подготовленная архивом Московской консерватории. Интересно, что долгое время исследователи творчества великого дирижера, да и его современники считали, что Александр Свешников родился в 1890 году, и даже отмечали юбилейные даты – 120-летие, 125-летия со дня рождения согласно этому мнению. Но сотрудники архива Московской консерватории доказали, что это не так. «Мы нашли выписку из метрической книги, в которой точно указано, что дата его рождения 1889 год. И уже 135-летнюю годовщину мы празднуем не через 10 лет после предыдущей, а на один год раньше», - рассказала Раиса Трушкова, заведующая архивом Московской консерватории.