Права авиапассажирам разъяснили в Роспотребнадзоре. Согласно воздушному кодексу России, если рейс отменили или задержали, то пассажиры могут сдать авиабилеты и вернуть деньги, даже если покупали невозвратный билет.
Для этого у перевозчика нужно проставить в маршрутную квитанцию штамп об отмене рейса или получить справку. После этого следует отправить письменную претензию на юридический адрес авиакомпании. В тексте должно быть требование о возврате платежа за несостоявшийся перелет.
Именно такое обращение будет в случае необходимости рассматривать суд, тогда как переписка с представителями авиакомпании в соцсетях или через форму приема обращений не всегда принимается судом во внимание. Ответ авиаперевозчика должен поступить в течение 30 дней.
Если он не вернул стоимость билетов, в целях защиты своих прав можно обратиться в Роспотребнадзор. К заявлению нужно будет приложить копии билетов, ответ исполнителя (при наличии), документ об оплате, маршрутную квитанцию со штампом об отмене рейса и копию претензии.
В ведомстве отметили, что при задержке рейса пассажиры имеют право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. При внутренних перевозках претензия должна быть предъявлена в течение полугода.
Кроме прочего, пассажир может взыскать с авиаперевозчика штраф за просрочку его доставки в пункт назначения. Сумма устанавливается в размере от 25 до 50 % МРОТ за каждый час просрочки, но не должна превышать половины стоимости билета. При этом просрочка должна произойти по вине авиаперевозчика.
Также при задержке рейса пассажир имеет право на бесплатное хранение багажа; комнату матери и ребенка, если ребенку меньше семи лет; прохладительные напитки и два телефонных звонка. Если вылет задерживается более 4 часов, то на бесплатное горячее питание, а при восьмичасовой и более задержке – на размещение в гостинице и трансфер до нее и обратно.