Как понять, готов ли ребёнок к школе?

Категория:  Общество
Ответ редакции

Отвечает педагог-психолог высшей квалификации, сказкотерапевт-практик, автор книг для детей и взрослых Оксана Степанова:

   
   

«Многие считают, что самое главное – интеллектуальная готовность. Это немаловажная составляющая, но не единственная. Всего их четыре.

Первая - интеллектуальная. Она подразумевает развитие познавательных процессов: внимание, память, мышление, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, ориентироваться во времени, пространстве.

Вторая – мотивационная готовность. Спросите ребёнка, для чего он идёт в школу? Кто-то ответит, что играть, кто-то – «пятёрки» получать, или заводить друзей. Дети будут говорить то, что их привлекает. Но у него должно быть желание принять новую роль. Осознавать, что он школьник, ученик. Нужно нацеливать его, что главная деятельность в школе – это учёба. Главное – получать знания, чтобы быть умным и успешным. Друзья – как приятный бонус. Зацикливаться на оценках не нужно, чтобы не получить в последующем тревожного ребёнка. Важно давать ему право на ошибку.

Третья составляющая – волевая готовность. Уметь ставить перед собой цель, план действий для её достижения, оценивать результат. Доводить до конца не всегда привлекательную работу. К примеру, урок длится 40 минут, и хочет он того или нет, это время придётся выдержать. Для тренировки давайте ребёнку раскраску, чтобы он выполнял задание полностью и аккуратно. Можно засекать время на таймере или ставить песочные часы. Самые большие трудности у детей в начале учёбы – чувствовать временные границы.

Четвертая – коммуникативная готовность. Школа – это репетиция в большую жизнь. Важно уметь познакомиться, подружиться, включиться в сообщество, совместно что-то делать с другими ребятами. Естественно, и уступать придётся, и свою правоту уметь отстаивать, но социально допустимыми способами.

Обратите внимание на режим дня. Рекомендую прописывать его вместе с ребёнком. В распорядке важно чередование учебной деятельности с отдыхом. После школы не надо сразу сажать его за уроки. Пусть поиграет, отдохнёт. Если сложно сделать сразу весь объём заданий, тоже делите. Приучайте к труду. Какие домашние обязанности и сколько по времени ребёнок должен выполнять. Пусть он сам вставит свои пункты и пожелания, чем наполнит свободные часы. Будет играть, гулять, мастерить?»