Реконструктор истории. Чтобы следующие поколения не повторяли ошибок прошлого

Фото: МСК

На широкой улице идет бой. На окраине Славянска-на-Кубани сражаются воины Тмутараканского княжества. Чьей дружине - князя Игоря или князя Мстислава - принадлежат богатыри? Неведомо. Их лица надежно скрывают массивные шинели с коваными полумасками.

   
   

Зато известно, что «Дружина» - так ныне именуется клуб исторический реконструкции - женит своего Дядьку. Дядькой, то есть наставником, уже несколько лет зовут Антона Борисова в знак уважения и те, кто младше него, и те, кто старше.

 

Потешные бои

- У нормальных людей на второй день свадьбы, по кубанскому обычаю, гости наряжаются в медведей да цыган, - усмехается Галина Васильевна, мама Антона. - А у нас опять бои да сраженья. Гости пришли одетые в кольчуги и ни капли спиртного за здоровье молодых не «приняли».

Галина Васильевна вроде бы и ворчит, но за этим скрывается гордость за сына и его друзей, чья жизнь разнообразна и не похожа на скучное существование многих их ровесников.

- Потешные свадебные бои - древняя традиция, - поясняет Антон. - Чтобы собравшиеся мужики не просто пили хмельной квас и ели мясо, а «поратились». Свадьба - повод продемонстрировать, какой молодец жених и какие богатыри его друзья. Ведь в этот день не только роднятся две семьи - сходятся два клана.

   
   

Это повод для знакомства новых пар. Состязание бойцов подчеркивает значимость бракосочетания. Но с течением лет оно превратилось в пьяные драки.

Надо признаться, разговор наш происходит спустя два с лишним года после свадебных торжеств. Я рассматриваю видеозапись, а Борисовы ее комментируют. На руках у бабушки годовалая внучка Яринка.

«Молодая», тоже Галина, на свадьбе выглядела истинно русской красавицей в сарафане, какие надевали, наверное, в подобных случаях юные женщины средневековой Руси. В клуб Ольга пришла вслед за Антоном. Их любовь выдержала испытание временем. Пять лет ждал жених, пока она получит свое высшее экономическое образование в Краснодаре.

Теперь Ольга, родив Яринку, основала свое собственное дело, а в свободное время мастерит вместе со свекровью костюмы для «дружинников». И сама соблюдает те правила, которые Антон считает обязательными для себя, своих близких и друзей.

 

Раннее погружение

- Для понимания истории мало держать в памяти имена, события и даты. Сухие строки летописей и документов, данные археологических изысканий не могут передать атмосферу минувших эпох. Ближе всего к этой цели клубы исторической реконструкции. Представить, какие чувства и эмоции испытывали наши предки, чтобы понять их и себя, - объясняет Антон притягательную силу ролевых игр.

Антон с детства увлекался книжками «про прошлое». Когда Борисов подрос, Славянск-на-Кубани, как и всю страну, захлестнуло увлечение книгами Толкиена. Мальчишки после уроков преображались в его таинственных героев, группируясь вокруг студентов исторического факультета местного вуза. Но те вскоре получили свои дипломы и разъехались по родным местам.

- В клубе наступило время «бескняжения», то есть не было руководителей. Он начал медленно увядать, - рассказывает Антон. - Нужно было что-то делать. Поиграть да подраться хотелось всем. Но вешать на себя обязанности и ярмо руководителя ни у кого не было охоты. Особенно не вызывала энтузиазма необходимость выстраивать отношения с официальными органами власти.

Антону не исполнилось еще и шестнадцати, когда он принял на себя полномочия лидера. Вокруг него сплотились такие же увлеченные подростки. Он решал и организационные вопросы, и проблемы, что возникали с педагогами.

- Откуда смелость в столь юные годы?

- По наследству досталась, - вполне серьезно отвечает Борисов. 

Он убежден, что генная память хранит опыт пращуров. Потому у потомственного крестьянина в крови понимание земли и любовь к ней. Куда легче дается солдатская наука тому, у кого воины «в седьмом колене» родства.

Антон Борисов, как и большинство его ровесников, практически ничего не знает о своих семейных корнях. XX век прервал многие связи, в том числе и кровные узы. Несколько пожелтевших фотографий да отголоски старинных легенд, «цензурированных» тогдашним политическим моментом и последующим беспамятством, складываются в причудливую, но не очень внятную картину.

Вот и погружаются молодые в историю и мифологию зарубежья. Не миновало и Антона увлечение романтикой европейского рыцарства. Тем более что тренеры по легкой атлетике и спортивным единоборствам прочили ему «будущее».

- Понемногу, больше по книгам, учились фехтовать. Очень много читали, инсценировали рыцарские турниры, - вспоминает Антон. - А потом вдруг стало скучно и возник вопрос: зачем я изучаю чужую историю? То, что было за тридевять земель от меня? А сам хожу по родной земле и так мало знаю о том, что здесь происходило когда-то?

Историю ведь изучают, чтобы последующие поколения не повторяли ошибок предыдущих. И если я могу передать знания своим товарищам, то обязан это сделать, чтобы не наступали они на те же грабли… 

Объектом изучения стала древняя Русь - с восьмого по двенадцатый век. Такая, какой она была до монголо-татарского нашествия. Точнее - Тмутараканское княжество. Оно располагалось на Таманском полуострове.

Там княжили Мстислав, Ярослав Мудрый, Святослав II Тщеславный, Глеб, Ростислав и другие государственные деятели, вошедшие в летописную историю. Отчизны, или как писали в документах той поры, «отчины». Здесь Никон основал первый на юге монастырь - филиал Киево-Печерской обители. Сближало с тайнами минувшего, вызывая душевное волнение, и то, что дорога на Тамань издавна шла через их родные места.

Бремя лидерства

К этому времени Антон Борисов уже был дипломированным педагогом-историком. Для того чтобы клуб стал легитимным объединением молодежи, необходимо было получить официальную регистрацию. Диалог с властью длился несколько лет.

Прежде всего недоверие высказала милиция. Юноши и подростки не пьют, не курят, да еще и учатся драться? Не иначе местные братки готовят себе смену. «Опера» приходили на тренировки, изучали личные дела. Криминал не обнаружили. На прощание пожелали ребятам успеха, но посоветовали быть осторожнее с холодным оружием и боевыми навыками.

И все-таки администрация Славянска-на-Кубани продолжала опасаться «Дружины», предпочитая тормозить процесс с помощью различных бюрократических уловок. Тогда Антон и обратился с письмом к губернатору. Приехавшая из Краснодара комиссия нарушений в деятельности клуба не обнаружила. Он получил право на существование.

Ныне Борисов является педагогом дополнительного образования Славянской школы-лицея № 1, приютившей клуб исторической реконструкции «Дружина». Это название родилось как бы само собой. Единоборство - привилегия поля боя. В реальной жизни не менее ценны и мирное сосуществование, и дипломатия.

«Дружина» и администрация района учатся находить общий язык. Клуб принимает участие в десятке ежегодных мероприятий, проводимых в Славянске-на-Кубани.

 

 

Смотрите также: