А воз и ныне там. Когда на Кубани прекратятся инциденты с самокатчиками?

На курортах запрещают кататься детям и нетрезвым пользователям. © / Мария Франко / АиФ

Четвертого мая в Сочи выехавший на встречную полосу самокатчик влетел в автомобиль. Пострадавшему потребовалась помощь медиков. И это лишь один пример – с наступлением тепла ДТП с участием людей на самокатах происходит через день. А ведь электросамокаты приравняли к транспортным средствам. Повлияет ли это на лихачей на двухколесном транспорте, и станут ли дороги и тротуары края безопаснее, выяснял «АиФ-Юг».

   
   

Во-первых – это опасно

Еще с прошлого года Кубань значится в тройке городов-лидеров по количеству ДТП с самокатами. Впереди только Москва и Санкт-Петербург. На четвертом месте – Свердловская область. По статистике, обычно аварии случаются на выезде с прилегающей к дороге территории, перекрестках и пешеходных переходах. Виновники чаще всего – сами самокатчики.

«Единственный раз в жизни каталась, и хорошенько приложилась лбом об асфальт, - рассказывает Елена Кротова из Краснодара. – Ехать по городу на самокате, конечно, быстро и приятно, но кубанская столица не вполне предназначена для такого вида транспорта. На средней скорости хотела переехать железные пути на Дмитриевской дамбе, не заметила дыру в асфальте и «со всей дури» вылетела вперед. Тормозила головой, а потому месяц ходила с огромными сиреневыми отеками под глазами и шишкой во весь лоб, с сотрясением. Сильно и необратимо повредила ногу. Так что теперь скрепя сердце смотрю на летящих мимо самокатчиков. Это действительно опасно».

«Из-за таких «ездоков» пешеходы и страдают, - жалуется краснодарка Анна Нелидова. – Летом меня сбил с ног на тротуаре доставщик еды, мчавшийся на самокате. Я почти успела отпрыгнуть с траектории его пути, но он ударил меня своим коробом за спиной. Ничего не сломала, но испугалась я знатно».

К сожалению, не многие понимают, насколько серьезными могут быть последствия после ДТП даже на малой скорости. Те, кто давно увлекается ездой на электротранспорте, не понаслышке об этом знают.

«Катание на электросамокатах – искусство для тех, кто занимается этим профессионально, - рассказывает Михаил Трошин из Анапы. – Мы участвуем в массовых заездах, вкладываемся в свои самокаты, соблюдаем все меры безопасности. Перед выездом проводим обязательные техосмотры. Надеваем шлемы, наколенники и т.д. Катаем, в основном, по ночам, когда дороги освобождены от автомобилей. Каждый помнит о своей ответственности. Конечно, полно любителей погонять по тротуарам, распугивая прохожих, но к ним мы отношения не имеем».

   
   

Где запретили?

На многих курортах электросамокаты запрещают использовать местные власти. В частности, их полностью уберут с набережной Анапы. Мэр курорта Василий Швец считает, что прогулочная зона набережной должна быть свободной и комфортной для пешеходов. При этом в городе есть постановление со схемой пунктов проката – их больше 10. Но маршруты обходят стороной прибрежную зону.

Похожая история в Сочи – самокаты на набережных запрещены. В Новороссийске передвигаться можно на скорости до 10 км/ч. Под запрет попал и электротранспорт мощностью свыше 250 Вт. Нельзя кататься несовершеннолетним и нетрезвым пользователям.

Кубань - в тройке городов-лидеров по количеству ДТП с самокатами.

В Краснодаре пока ситуация иная. Аренда самокатов или кикшеринг – пользуется популярностью. В городе сейчас работают три крупных сервиса. Стоимость поездки – 3-7 рублей за минуту. По идее, выгодно, но цены с каждым годом поднимают. Да и нарушений довольно много, особенно в части хаотичных стоянок, потому за регламентирование такой деятельности взялись депутаты ЗСК. Эксперты считают, что шеринговую отрасль на юге надо развивать. Но слишком много вопросов остается открытыми.

Так тротуар или дорога?

Мнений много, в Сети - это одна из самых обсуждаемых тем. Дискуссии ведут между собой раздраженные пешеходы, уставшие автомобилисты и обиженные самокатчики. Но кто прав, а кто виноват?

«Еще в сентябре прошлого года МВД с Минтрансом разработали поправки в правила дорожного движения, касающиеся электросамокатов, - объясняет юрист Илья Сорокин. - В МВД считают, что пользователи мобильных устройств могут иметь разный статус - в зависимости от мощности двигателя. Отдельные виды мощных самокатов могут быть приравнены к механическим транспортным средствам. Предложили ограничить скорость для самокатов в 25 км/ч, а вес - до 35 кг. При этом людям старше 14 лет можно передвигаться по обочине или правому краю проезжей части, но только если нет тротуаров и пешеходных дорожек. И с максимальной скоростью - не более 60 км/ч. Ну а 30 марта 2022 года Верховный суд России признал законными Правила дорожного движения, которые позволяют отнести электросамокаты к транспортным средствам. Однако по сей день никаких требований для управления, например, водительских прав, не требуют. Уплата налога как на транспортное средство также не предусмотрена.

Таким образом, несмотря на то, что в качестве приоритета закрепляется передвижение по велоинфраструктуре, у самокатчиков по закону остается масса возможностей. Соблюдая формальные правила, ездить они могут, где хотят. Получается, остается надеяться только на рациональность и осторожность каждого».