Челом бью. Водитель рейса Краснодар-Москва напал на «тайного пассажира»

Тот самый автобус, на котором перевозили пассажиров в Москву. © / Марина Репещук / Из личного архива

Широкий резонанс получил  конфликт, который случился в автобусе сообщением Москва-Краснодар. Водитель прибег к насилию в отношении пассажирки за просьбу прекратить курить и включить обогрев салона. По словам пострадавшей, он выкрутил ей руки, намереваясь разбить телефон, чтобы уничтожить фото и видео доказательства нелегального рейса, и разбил очки. «АиФ-Юг» удалось пообщаться с пострадавшей пассажиркой - ею оказалась руководитель общественного движения «Транспортная инициатива» в Краснодаре Марина Репещук, которая заявила, что собирается дать делу ход. В ситуации разбираются федеральные ведомства.

   
   

Терпели холод и не могли остановиться в туалет

Инцидент в автобусе произошел в ночь с 22 на 23 марта. Марина Репещук отправилась, как она уточнила, по маршруту Краснодар-Москва в автобусе сообщением Анапа-Москва. Поездка была не простой, а контрольной: общественница решила стать «тайным пассажиром», чтобы лично убедиться в том, как работают на междугородних маршрутах нелегальные перевозчики.

Поездка, по ее словам, пошла не по плану с самого начала. Вначале к краснодарскому ТРЦ «Красная Плошадь» подъехал не обещанный автобус, а минивэн, который отвез собравшихся в сельскую местность. В станице Новотитаровской пассажирам пришлось ждать свой автобус, прибывший, к слову, с большим опозданием в 1,5 часа. Перевозчики обещали вместительный комфортабельный транспорт, но на деле это оказался 20-местный «Мерседес», мало пригодный для столь дальних маршрутов, на нем пассажиры и отправились в Москву.

«Обратила внимание, что на автовокзале «Краснодар-1» очень мало больших автобусов, их заменили маловместительные, сродни нашим маршруткам. Это красноречиво свидетельствует, что в сфере перевозок большие проблемы. Когда мы начали разбираться, пришли к выводу, что дело не только в пандемии и ограничениях, снизивших пассажиропоток. Истинная причина - массовый приход на рынок перевозчиков-нелегалов. Когда мы проводили мониторинг на улице Северной, подошла пассажирка со словами: «Вы проверяете городские маршруты, а посмотрите, что творится на межгороде, там такие же маршрутки гоняют». Пришлось лично изучить, как работает нелегальный рынок пассажирских перевозок, я решила поехать в Москву с перевозчиком, не заявленным как регулярный. Поездка для меня прошла плачевно, потому что водитель и его сменщик сначала вели себя неподобающе грубо, а потом и вовсе прибегли к насилию, стали бить меня по рукам, разбили оправу от очков. Во время поездки пришлось на всякий случай сбрасывать коллегам из «Транспортной инициативы» свою геолокацию, если вдруг они меня высадят на полпути. Только из-за моей уверенности и знания своих прав меня в итоге оставили в покое. А ведь многие пассажиры все еще боятся отстаивать свои законные права, потому что у перевозчика остаются их персональные данные. Они боятся последствий, и приходится мириться даже с таким поведением», - рассказала общественница.

По словам Марины Репещук, во время всей поездки в салоне автобуса было очень холодно, на пути следования в средней полосе России тогда еще лежал снег, был мороз, а в автобусе всю ночь не работала печка. Естественно, Марина Репещук от имени всех пассажиров попросила включить отопление, но водитель проигнорировал это пожелание. Кроме того, остановки в туалет делали редко, а в какой-то момент вообще перестали.

«Холодно было настолько, что утром в салоне на окнах образовалась наледь. К утру некоторые пассажиры, в том числе и я, из-за таких условий оказались с температурой», - рассказывает она.

О заявленном комфорте речи вообще не шло - водитель отказывался даже прекратить курить. Возмущенным пассажирам он отвечал, мол, «пересядьте подальше», а после их отказа - «ну потерпим».

   
   

«Наверху» разберутся?

Это еще не все неприятные нюансы, которые случаются с нелегальными перевозчиками, этот случай - просто яркий пример. Некоторые водители продолжают брать в автобус передачки, хотя это и незаконно и опасно. Продают билетов больше, чем мест. Порой пассажирам приходится даже сидеть на своих дорожных сумках. Причем проблема в том, что на сайтах-агрегаторах пассажир попросту не в состоянии понять, регулярный ли это перевозчик или заказной, поскольку особых отметок там нет. Кстати, за билет на микроавтобусе (а-ля маршрутка) Репещук заплатила 2 500 рублей - в то же время на регулярном комфортабельном автобусе можно было уехать за две тысячи. В день возвращения билет на автобусе «нелегала» стоил больше 3 200 рублей, а на регулярном автобусе - около 2 700.

«И все эти вопиющие нарушения в нынешнее время, когда антитеррористическая безопасность должна быть на первом месте. Ведь водители даже не проверяют документы, предоставляя самим написать паспортные данные, а кто знает, вдруг кто-то взял их «с потолка». Таким образом, может проехать любой террорист, либо же человек с запрещенными веществами, предметами. Вместе со мной ехал иностранец, у которого была виза с просроченной регистрацией, сотрудник КПП вывел его и указал на то, что в документе даже исправлено ручкой. В тот момент водитель «разрулил» все, и пассажир преспокойно смог продолжить путь. Лишь ближе к Москве транспортное средство сошло с федеральной трассы, чтобы не «светить» пассажиров с подозрительными документами», - продолжает Марина Репещук.

Сейчас этой проблемой занимается МВД России. Депутат Госдумы Дмитрий Гусев тем временем направил в ФСБ РФ и Минтранс обращение с приложением показаний руководителя краснодарской «Транспортной инициативы».

«АиФ-Юг» выяснил, что может грозить водителю автобуса за нападение на пассажирку, и куда в подобных случаях следует обращаться, чтобы его наказать.

«Во-первых, должна быть жалоба руководству транспортной компании перевозчика. Во-вторых, если есть побои и следы насилия, то в учреждении СМЭ сделать освидетельствование, получить заключение о причиненных побоях. Третье - написать соответствующее заявление с приложением заключения СМЭ и видеоматериалов в соответствующий транспортный отдел полиции. В ходе проверки будут проверены обстоятельства, изложенные в заявлении, и принято решение о возбуждении уголовного или административного дела и привлечении к ответственности. Параллельно есть право на обращение в суд с иском о защите прав потребителя о ненадлежащей перевозке, компенсации морального вреда. Женщина имеет право снимать, как и иной любой гражданин видеоматериалы, если речь идет о совершении правонарушения/преступления, и это в таком случае не является нарушением 152-ФЗ «О персональных данных», - прокомментировала ситуацию адвокат Анна Куриленко.

Перевозчик пока от комментариев воздержался.

Аварии с автобусами - не редкость

Халатное отношение некоторые перевозчиков к своим обязанностям не раз провоцировало серьезные аварии. Напомним, в феврале этого года вынесен приговор перевозчику за ДТП с девятью погибшими на трассе «Таврида». В суде установлено, что он не предоставил водителю автобуса Mercedes-Benz Sprinter, управляющему транспортным средством на протяжении девяти часов, время для отдыха, направив его в обратный путь в Севастополь. Автобус следовал по маршруту Симферополь-Краснодар.

В Новороссийске осужден водитель автобуса, в ДТП с которым погибли четверо. На 16-ом км автодороги Новороссийск - Керченский пролив он, находясь под воздействием лекарства от эпилепсии, потерял управление и допустил столкновение с автомобилем Volkswagen Touareg, в котором ехали шесть человек. Прокуратура установила, что водитель не посещал медицинский кабинет санатория, осмотр у врача он не проходил.

При этом медицинским персоналом санатория в журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров внесены заведомо ложные сведения о прохождении водителем автобуса, а также другими водителями учреждения соответствующих осмотров, предоставляющих право выпуска в рейс. Кроме того, работодатель допустил нарушения режима труда и отдыха, точный учет рабочего времени не велся.