Криминальная химия. Как выявляют распространителей наркотиков в регионах?

Благодаря высоким технологиям преступники достигли высокого уровня конспирации при распространении наркотиков. Они легко прячут «концы» в интернете и находят там «одноразовых» подельников, ничего не знающих о главарях. В полиции подстраиваются и накрывают сразу целые лаборатории по производству зелья, но острота проблемы не спадает. Разбираем на примере Краснодарского края.

   
   

Лаборатории в лесах

За 10 месяцев текущего года на Кубани выявили 6540 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, из которых почти 3 тысячи связаны со сбытом. Расследовали 3451 преступление, в том числе 1639 тяжких и особо тяжких. Изъяли около 200 килограммов запрещенных веществ всех видов. Без малого половина от этого «улова» полицейских – конопля. В регионе есть все условия для ее выращивания – теплый южный климат, влажность, труднодоступные территории для конспирации. Самые большие посевы преступники прячут в горно-лесистой местности и плавнях.

Но самую большую угрозу представляют сильнодействующие синтетические наркотики. За 10 месяцев полицейские изъяли почти 86 килограммов так называемых солей, из которых бы получилось гораздо больше разовых доз, чем из названного объема растительного наркотика. И еще порядка 10 кг запрещенных веществ, не попавших к потребителям – наркотики других типов. В эту категорию входят вещества, ввозимые в Россию из южных стран, где традиционно выращивают сырье для них и ведут его переростку. К сожалению, в РФ тоже появляются свои «традиции» криминальной химии.

С начала года полицейские выявили и закрыли на Кубани 10 подпольных лабораторий по изготовлению синтезированных наркотиков. Самая крупная из них работала в Анапе, где изъяли около 50 кг солей и порядка полутора тонн прекурсоров для их производства. Это был настоящий цех, оснащенный по высшему разряду. Там стояло качественное оборудование и соблюдалась техника безопасности, что нетипично для производителей зелья. При этом члены преступной группы выбрали для работы уединенное место возле леса и в целях безопасности установили по периметру видеонаблюдение. Но эти меры их не спасли.

Достаточно одного «химика»

Появление таких лабораторий стало новым криминальным трендом, когда из-за санкций у России резко упал товарооборот со странами Европы. Тогда остановился и поток синтетических наркотиков, которые в основном везли из ЕС и Украины. Это подтолкнуло наркоторговцев к развитию собственного импортозамещения в России путем организации подпольных производств. Зачастую это делается по той же схеме, что была воплощена в примере с Анапой. Там приезжий химик из другого региона нашел местных подельников, всему их обучил, и они уже сами все изготавливали.

«Производство синтетических наркотиков не требует сложных технологических процессов, – объясняет начальник Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Краснодарскому краю, полковник полиции Олег Шульженко. – Для этого не надо заканчивать университеты, достаточно одного химика, который научит сообщников. Из-за этого такие наркотики сейчас производят по всей стране, причем у разных субъектов своя специализация. Например, в северо-западных регионах производят одно. А у нас все лаборатории, которые мы выявляли, синтезировали так называемые соли».    
   

Корень проблемы в том, что всю синтетику производят из легальных химических веществ, называемых прекурсорами. Они нужны во многих сферах от сельского хозяйства до строительства и потому ограничить использование такого сырья невозможно. Полиция осуществляет контроль за ними, но на каком-то этапе их выводят из легального оборота при помощи серых схем, противодействовать которым очень сложно. При этом такую химию доставляют в подпольные лаборатории при помощи тайниковых закладок, которые используются и при распространении готовых наркотиков.

Организованное зло

Бесконтактный способ распространения наркотиков стал основным, что сильно усложнило работу полиции. По словам полковника Олега Шульженко, теперь распутывать преступные цепочки снизу-вверх стало намного сложнее, потому что рядовые продавцы и покупатели зелья не знают организаторов. К тому же главари зачастую руководят всем из-за рубежа, где их не достать. К примеру, многие из таких преступников скрываются на Украине. Одним из путей обхода этого тупика стала перестройка на работу от лабораторий, которые находят при помощи агентурных данных. При таком подходе поимка распространителей становится делом техники.

«В нашем управлении сделан упор на выявление организованных преступных групп и поиск лабораторий, – продолжает Олег Шульженко. – Важнее всего рубить именно головы, и эта работа становится все более интеллектуальной. Развитие технологий заставляет нас учиться и искать специалистов, способных выуживать информацию из этой среды. Мы постепенно совершенствуемся и добиваемся результатов. Сейчас мы уже выявили практически на треть больше организованных преступных групп, чем в прошлом году. Это не значит, что их в крае стало больше, может быть это мы повысили эффективность нашей работы. Но, к сожалению, зла, с которым мы боремся, меньше не становится».

Самым большим успехом кубанских наркополицейских в этом году можно считать разоблачение преступного сообщества, созданного уроженцами Таджикистана. В него входили более тридцати активных участников, действовавших в разных регионах. Преступники наладили поставку в Россию наркотика, который ввозили из Средней Азии через Южную Сибирь, и затем распространяли по всей стране. При этом распутывание всей цепочки началось именно с задержаний на Кубани. С территории нашего края один из организаторов этого наркобизнеса управлял подельниками.

Смертельная угроза

Помимо этого, участники сообщества возили «синтетику», ставшую сейчас одной из главных угроз. В ряде соседних стран ее используют в заместительной терапии для лечения наркотической зависимости. Ее раздают наркоманам, что служит одним из источников ее поступления на черный рынок, хотя это опасное «лекарство» уже погубило много людей. Оно вызывает такой мощный седативный эффект, что может легко расслабить слабый организм до состояния полной остановки дыхания или сердцебиения. При этом еще и нередко путают с другим веществом, дающим обратный эффект. Не ощутивший бодрости человек может решить, что просто мало принял, и этим погубить себя.

«В последнее время участились случаи отравления, и мы серьезно этим обеспокоены, – говорит Олег Шульженко. – Хотя вообще все синтетические наркотики очень опасны и от любого из них может наступить передозировка. Чтобы оградить население от таких угроз, мы не только боремся с наркотиками, но и уделяем много внимания профилактике. Наши сотрудники проводят беседы со школьниками и студентами, участвуют в организации различных мероприятий антинаркотической направленности по всему краю. Одна из наших главных задач – оградить молодых людей, которых преступники не только склоняют к употреблению наркотиков, но и вовлекают в их распространение».

Полиция делает упор на выявление организованных преступных групп и нарколабораторий.

Хорошо, что жители Кубани помогают стражам правопорядка бороться с нар­копреступностью. Сами за себя говорят результаты акции «Сообщи, где торгуют смертью», в проведении которой участвует полиция. За этот год в рамках акции на номера телефонов доверия поступило порядка 700 сообщений, которые способствовали выявлению 55 преступлений и 90 административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Было изъято около 2,5 кг запрещенных веществ и выявлено полтысячи интернет-ресурсов, пропагандирующих наркотики.

Тройная трагедия

Всего месяц назад у нас произошла шокирующая история, которая наглядно иллюстрирует опасность употребления наркотиков и должна послужить предостережением. Речь о гибели сразу трех несовершеннолетних друзей, найденных с одинаковыми симптомами отравления. Двух подростков 16 и 17 лет без признаков жизни нашла в квартире на проспекте Чекистов родственница одного из них. Позднее по другому адресу также обнаружили тело их 16-летнего приятеля, с которым ребята проводили время в тот роковой день.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.3 ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Для установления обстоятельств трагедии и вызвавшего ее вещества были назначены экспертизы, хотя вероятная причина стала понятна сразу. При осмотре места смерти несовершеннолетних нашли устройства для курения и другие предметы, используемые для употребления наркотиков. Кроме того, известно, что один из подростков ранее был в этом уличен и стоял на профилактическом учете в полиции.