В суд передано дело подростка, обвиняемого в жестоком убийстве бабушки, которая была его единственным опекуном. При этом, по словам соседей, он слыл заботливым и внимательным внуком. Что грозит решившемуся на преступление несовершеннолетнему, и почему подобные случаи происходят — в нашем материале.
Добивал топором
Трагедия произошла в поселке Южном Туапсинского района. Днем 18 ноября прошлого года 16-летний фигурант вместе с 58-летней бабушкой находились дома.
В какой-то момент между ними произошел конфликт на бытовой почве. В пылу ссоры юноша схватил нож, нанеся им бабушке множественные удары. После он добил ее топором. Женщина скончалась на месте.
Интересно, что, по словам соседей, лишившись матери и оказавшись ненужным отцу, мальчик жил с бабушкой. Его охарактеризовали, как внимательного — он помогал носить пожилой женщине тяжести, бережно поддерживал во время совместных прогулок.
С места происшествия подросток скрылся, попытавшись перед этим замыть следы крови и спрятать орудия преступления. Вскоре он был задержан. В ходе проверки показаний на месте юноша указал место, где были спрятаны орудия убийства. Спокойным голосом он ответил на вопросы следователя, подробно рассказав, как убивал родного человека.
В рамках расследования уголовного дела была проведена судебная психолого-психиатрическая экспертиза, и проведен комплекс других экспертиз.
«Следствием собрана достаточная доказательственная база, уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу», — сообщили в пресс-службе регионального СУ СКР.
Дальнейшую его судьбу будет решать суд.
А что грозит?
Что грозит фигуранту, мы спросили у юриста Евгения Моторина. Он отметил, что для совершеннолетних санкция по ч. 1 ст. 150 УК РФ — лишение свободы на срок от 6 до 15 лет. Однако для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, Уголовный кодекс устанавливает ограничения.
«Согласно статье 88 УК РФ, несовершеннолетним, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления (убийство относится к особо тяжким), наказание назначается в виде лишения свободы на срок не свыше 10 лет», — уточнил эксперт.
Он пояснил, что наказание они отбывают в воспитательной колонии либо, если на момент вынесения приговора обвиняемому исполнилось 18 лет, в колонии общего режима.
При этом несовершеннолетний возраст обвиняемого (пункт «б» части 1 статьи 61 УК РФ) обязательно учитывается судом при назначении наказания, как смягчающее обстоятельство.
Если проведенная в ходе следствия психолого-психиатрическая экспертиза установила, что он вменяем, но имеет отставание в психическом развитии, не связанное с расстройством, это также могут учесть как смягчающее обстоятельство.
Отягчающим же обстоятельством может стать особая жестокость совершенного преступления.
«Нанесение множественных ударов топором в область головы может быть квалифицировано как убийство с особой жестокостью (пункт „д“ части 2 статьи 105 УК РФ). Если следствие переквалифицирует действия на часть 2 статьи 105 УК РФ, наказание будет строже — до 15 лет лишения свободы, но с учетом несовершеннолетия не более 10 лет», — резюмировал Моторин.
Бабушку убивать не потребовалось
К сожалению, этот случай не единичен. Ранее в Адыгее бывший студент отправил на тот свет родителей, чтобы не сознаваться им, что долгожданного диплома не будет, а он три года назад отчислен из краснодарского университета.
На протяжении трех лет он исправно ездил в город «на занятия». Но положенный срок учебы подходил к концу, и семья жила в предвкушении большого праздника по случаю получения сыном диплома о высшем образовании.
Все это давило на парня, все больше запутывавшегося в паутине многолетней лжи. Выход из ситуации он нашел самый страшный и радикальный, хладнокровно расправившись с матерью и отцом. Проживавшую с ними бабушку убивать не потребовалось — увидевшая этот кошмар пожилая женщина скончалась от сердечного приступа.
Устранение угрозы?
Почему подрастающее поколение решается на тяжкие преступления kuban.aif.ru объяснила врач-психотерапевт действительный член Общероссийской психотерапевтической лиги, аккредитованный супервизор ОППЛ Диана Миракян.
«Когда мы сталкиваемся с трагедиями, где подросток или молодой человек убивает родителей или близких, первое слово, которое звучит в обществе, — „агрессия“. Но в большинстве таких случаев речь идет не просто об агрессии как эмоции. Это гораздо более сложный психологический и иногда психиатрический процесс», — пояснила психотерапевт.
По ее словам, миллионы людей испытывают разные чувства, переживая жизненные трудности, и при этом не переходят к насилию. Чтобы «перешагнуть границу», должно совпасть несколько факторов. С психотерапевтической точки зрения, внутри каждого человека работают несколько систем: «тормоз» — моральный запрет, эмпатия — способность чувствовать боль близких, разум — способность искать решение и эмоции — страх, стыд, гнев.
У психически здорового человека даже при сильных эмоциях тормоз и разум остаются включенными. Но если личность находится в состоянии сильной регрессии — под влиянием острого страха и угрозы разоблачения — психика может «сузиться». Возникает туннельное восприятие: либо устранить источник угрозы, либо «исчезнуть самому». В этот момент реальность искажается, альтернативы не видны.
С психиатрической точки зрения убийство близких чаще связано с одним из состояний:
- патологический аффект — кратковременное сужение сознания с утратой контроля;
- тяжелая депрессия с психотическими переживаниями, когда человек воспринимает ситуацию как абсолютную катастрофу;
- психоз с бредовыми идеями;
- выраженная личностная незрелость с крайне низкой способностью выдерживать фрустрацию и зависимостью самооценки от внешнего одобрения.
В подобных трагедиях нередко речь идет о кризисном срыве — сочетании аффективного напряжения, незрелости и нарушенной регуляции эмоций.
Эксперт подчеркнула, обществу важно понимать — подростковая агрессия редко возникает «из ниоткуда». Подавление эмоций, культ безупречности и страх быть «плохим» могут быть не менее разрушительными, чем открытые конфликты. В семьях, где нет пространства для ошибки, признания слабости и живого диалога, напряжение может накапливаться годами и приводить к подобного рода трагедиям.
«Убийство близких — это результат сочетания тяжелого аффективного напряжения, личностной незрелости или психического расстройства, при котором нарушаются механизмы контроля импульсов и эмпатии. У большинства людей эти механизмы сохранны — поэтому даже в тяжелых кризисах они не переходят к насилию», — сказала Диана Миракян.