В эпопее бывшего главы Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова новый поворот — ВККС прекратила его отставку, тем самым лишив гарантированной законом «О статусе судей» неприкосновенности. Чего вместе со статусом судьи в отставке лишился бывший служитель Фемиды и что теперь ему грозит — в нашем материале.
Отставки больше нет
Мытарства бывшего главы Верховного суда Адыгеи, более 20 лет вершившего судьбы, после изъятия активов не окончены. Теперь официально Аслан Трахов больше не судья в отставке, а простой адыгейский пенсионер — Высшая квалификационная коллегия судей РФ прекратила его отставку.
Сообщается, что Аслан Трахов не соблюдал требования и ограничения, предусмотренные законом «О статусе судей», занимался предпринимательской деятельностью и на доходы от нее покупал имущество.
Напомним, у клана бывшего председателя Верховного суда Адыгеи обнаружилось более 630 объектов недвижимости. Это 469 земельных участка общей площадью 89 га, 176 коммерческих помещения и нежилых зданий общей площадью 40,2 тысячи кв.м. Кроме того, в активах семейства числилось восемь особняков и девять квартир общей площадью 3 тысячи кв.м.
Все эти владения располагаются в столице республики — Майкопе, Новороссийске, Краснодаре, Москве и поселке Яблоновском. Вместе с Траховым ответчиками проходило 44 человека.
Также Траховы лишились всех долей и акций трех агропредприятий, девелоперской организации и строительной компании. Все это было конфисковано в доход государства. Теперь же его лишили нематериального, но гораздо более важного — статуса судьи в отставке.
«Прекратить отставку судьи, председателя Верховного суда Республики Адыгея Трахова Аслана Исмаиловича», — приводит РАПСИ слова председателя ВККС Николая Тимошина.
Примечательно, что сам Трахов на заседание ВККС не явился. Коллегия сочла причину неявки неуважительной, рассмотрев вопрос лишения его статуса в отсутствие теперь уже бывшего коллеги.
Так закончилась почетная отставка наследника знаменитой фамилии, чей предок Лю Трахов был известным меценатом и общественным деятелем дореволюционной России, строившим мечети, школы и занимавшимся благотворительностью.
Впереди тюрьма?
Что означает прекращение отставки и что может последовать за этим, kuban.aif.ru уточнил у адвоката Александра Валявского.
«Прекращение отставки Трахова ВККС аннулирует иммунитет от уголовного преследования», — пояснил адвокат.
Валявский отметил, что лишение неприкосновенности открывает возможность возбуждения дел о взятках. Для Аслана Трахова последствия могут быт весьма драматичными — арест, уголовное преследование и, вероятно, тюремный срок.
«Фактически, судья теперь без щита перед законом», — подвел черту эксперт, указав, что, скорее всего, это является подготовкой к уголовному преследованию.
Кроме этого, Аслан Трахов потерял право на пенсию за выслугу лет, составляющую до 80 % от прежней зарплаты.
Кресло пустует
Между тем, в нарушение пословицы, что свято место пусто не бывает, место председателя Верховного суда республики до сих пор вакантно. Уже шестой раз Высшая квалификационная коллегия судей объявила конкурс на эту должность. Пакет документов соискатели могут подать в Москве в рабочее время.
«Последний день приема документов — 12 марта 2026 года. Заявления и документы, поступившие после указанного срока, к рассмотрению не принимаются», — говорится в размещенной вакансии.
При этом более ранние конкурсы не состоялись. Единственным претендентом был действующий на тот момент председатель Верховного суда Адыгеи Байзет Шумен, который по неизвестной причине отозвал свое заявление. Больше желающих надеть мантию председателя Верховного суда республики не нашлось.
В настоящее время обязанности главы ВС Адыгеи исполняет заместитель председателя суда Виктор Вологдин.