Война закончилась - началось судилище

   
   

Выведет ли «преступный серб» из-под удара Запад

Это он утверждает, что «защищал свой народ и страну». Гаагский трибунал «геройство» Младича трактует как преступление, многие его соратники сидят уже в тюрьме, кто-то умер, как например Слободан Милошевич – с виной, до конца не доказанной, при обстоятельствах, толком не выясненных…

Гаагский трибунал начал слушания по делу бывшего командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича. Сетевые аналитики предсказывают, что процесс будет долгим. Говорят, что Запад разыгрывает крупную геополитическую карту.

Процесс пошел! Обвинение, предъявленное Младичу, содержало 11 пунктов: нарушения законов и обычаев войны, преступления против человечности, этнические чистки, геноцид… Зачитано оно было в его отсутствии – в первый день слушаний генерала, возмущенного отказам трибунала самостоятельно выбрать себе адвокатов взамен назначенного – удалили из зала за препирательства.

Неужели судьба Младича предрешена?

Ты виноват уж тем, хочется мне…

Большинство обвинений против Младича базируется на двух эпизодах военной карьеры генерала – осаде Сараево в 1993-1995 годах, главный акцент - на убийстве более 7 тыс. мусульман в Сребренице в июле 1995 года (по другим сведениям – 8 тыс.). (В число погибших в Сребренице, кстати, попали, например, 914 человек, проживающие за границей и почему-то голосовавшие на боснийских выборах в 1996 году. Также в жертвы геноцида попали солдаты и даже сербы, убитые в окрестностях Сребреницы боснийской армией. Мирных жителей сербской национальности там было убито свыше 3 тысяч).

   
   

Всякое судилище – дело неблагодарное. Особенно если дело касается национальных столкновений и гражданской войны. Огульно утверждать, что сербы виноваты больше хорватов, а албанцы меньше мусульман, по меньшей мере, не осторожно. Но Гаагский трибунал решительно берет на себя функции арбитража: Сребреница – место геноцида, Младич – злодей. 

События той войны вообще неоднозначны. Напомним, Хорватия, взявшаяся строить независимое государство, отказала в автономии 700 тысячам сербов. Сербы провозгласили Республику Сербская Краина и до 1995 года Хорватия и Краина пытались сосуществовать, поставляя на мировой рынок новостей все новые сообщения о боевых столкновениях и взаимных зверствах. Запад признал суверенность Хорватии в границах бывшей Югославии. Поэтому, наверное, западные СМИ предпочитали рассказывать о зверствах сербов (реальных и мнимых), американские инструкторы тренировали хорватскую армию, а информация с американских спутников-шпионов о военных перемещениях сербов немедленно поступала в Загреб.

Результат - полная изоляция Сербской Краины. 70-тысячной армии Хорватии противостояли плохо вооруженные отряды сербов численностью в 15 тысяч. Силы ООН безучастно следили за тем, как хорваты стирали с лица земли сербские села. 5 августа 1995 года пала столица Краины.

Война закончилась. Началось судилище.

На языке цифр

Двойной стандарт сохранялся на протяжении всей истории слушаний Гаагского трибунала «по Югославии». Военными преступлениями гражданских лиц объявлялись действия только «неправой» стороны. Милошевича и компанию обвинили в развязывании войны в Боснии, косовские бандиты стали жертвами «этнических чисток». Расправа над обвиняемыми-сербами проходила на фоне фактического оправдания деятельности террористической организации – Армии освобождения Косово.

Особенно – ее лидеров. Лидеры и рядовые боевики Армии освобождения Косово являлись главными свидетелями на процессе Слободана Милошевича, Милана Милутиновича и других.

Только в 2003-2004 годах, в попытке уйти от обвинений в явном антисербском крене своей деятельности, трибунал стал выдвигать обвинения против лиц несербской национальности.

Сайт ИА «Столетие» приводит свидетельство доктора политических наук, доцента МГИМО (У) МИД России Елены Пономаревой об итогах работы трибунала: «Против хорватов проведено 33 процесса, восемь – против косовских албанцев, семь – против боснийских мусульман и два – против македонцев.

Из 19 умерших во время следствия 16 были сербами, некоторые из них скончались при странных обстоятельствах, в том числе и экс-президент Югославии Слободан Милошевич, вина которого так и не была доказана. Из 27 арестованных глав государств, командующих, премьер-министров, вице-премьеров, министров обороны и спикеров парламента сербы опять в подавляющем большинстве – 19. Совокупность сроков особенно впечатляет: в общей сложности сербы осуждены на 904 года тюрьмы, хорваты – на 171 год, мусульмане – на 39 лет, косовские албанцы – на 19, македонцы – на 12 лет. Среди обвиняемых, получивших пожизненные сроки, только сербы. Самые одиозные албанские боевики, на счету которых сотни жертв – Фатмир Лимай, Исак Муслиу, Идриз Балай и Рамуш Харадинай – были оправданы.

Правда, после получения дополнительных сведений о возможном запугивании свидетелей оправдательный приговор Рамушу Харадинаю 21 июня 2010-го был отменен, и новое слушание по этому делу может начаться через год».

Нет повода для смеха

Многие эксперты выражают сходную точку зрения на проблему. Много говорят сегодня о международном трибунале по бывшей Югославии не только потому, что есть новый информповод  Ратко Младич. Акцент делается на зависимости вступления Сербии в Евросоюз - а она прямо пропорциональна от степени сотрудничества страны с Гаагой. Сербия старается – выдала Младича Гааге.

Выражаются сомнения в легитимности Гаагского трибунала – как карательного органа, созданного группой стран. И – с нормами, установленными этими странами. Почему кто-то может судить гражданина суверенного государства за действия, совершенные в своем государстве, законы которого не квалифицируют эти действия как преступления? Комментарии высказываются иронично-издевательские: в Саудовской Аравии за супружескую измену полагается смерть – арабы в праве создать свой трибунал, и привлекать к ответу ветреных граждан США и Европы?

На самом деле, поводов для иронии немного. «…американцы уже заключили и продолжают заключать серию государственных двухсторонних договоров с другими странами, по которым эти страны берут на себя обязательство – не передавать международному уголовному суду американских военнослужащих, совершивших преступления, если они окажутся на их территории» - так высказался Юрий Колосов, профессор кафедры международного права МГИМО, член Комитета ООН по экономическим и культурным проблемам, его мнение также приводит  ИА «Столетие».

Важный момент - оценка деятельности трибунала с точки зрения интересов его создателей. 

«Люди не могут дать силу праву, и дали силе право» - это высказывание французского философа соотносится с происходящим в Гааге. Акцентировав все внимание мирового сообщества на «преступлениях сербов», трибунал вывел из-под удара Запад, развязавший агрессию. Этно-гражданский характер  войны на территории Боснии и Герцеговины 1992-1995 годов должен снять сомнения в обоснованности бомбардировок авиацией НАТО позиций боснийских сербов в 1994-1995 годах, а также подтвердить нелегитимность боснийской Республики Сербской Краина.

Вероятно, мир не раз еще увидит работу судилищ, созданных по образу и подобию Гаагского - если Запад захочет судить неугодных ему политиков Ближнего Востока.

Смотрите также: