Пьяная война. «Нам внушают, что мы - потомки алкоголиков…»

   
   

Первые общества трезвости в России появились еще в середине XIX века, а уже к 1914 году вышел «сухой закон», запретивший деятельность винокуренных заводов и алкогольных складов.

Как излечить общество от «зеленого змия» и в какую идею должна поверить молодежь - об этом наш разговор с лидером кубанского движения трезвости, правозащитником Максимом Петренко.

Альтернативы нет

- Максим, что побудило вас начать заниматься пропагандой трезвости среди кубанцев?

- Во-первых, мои личные наблюдения. Есть хутор в Кореновском районе, где живут мои близкие и где больше 10 лет назад мне пришлось заканчивать школу. Еще тогда многие вещи ужасали. В 9 классе сверстники вовсю курили, пробовали спиртное - считалось «круто». В этой «модной» толпе ощущал себя белой вороной.

Мне хватало того, что приходилось испытывать в собственной семье: у отчима случались запои, и тогда дома покоя никому не было. В 15 лет вдвоем с младшим братом приходилось привязывать его к кровати - по-другому человека нельзя было усмирить. И в таком кошмаре живут многие семьи. Для меня это стало стимулом поступить в университет, уехать подальше и по-человечески устроить свою жизнь.

   
   

Все-таки в городе социальные нарывы не так чувствуются. Сейчас периодически возвращаюсь в хутор, чтобы проведать мать, и могу сказать: ситуация не меняется. Вечерами подростки по-прежнему сидят на лавках с пивом. Было два сельских клуба - оба разрушены, никто их не восстанавливает. Заняться молодым нечем.

А пьяные посиделки нередко заканчиваются драками. Недавний случай в Приморско-Ахтарском районе: мой коллега-преподаватель проходил мимо питейного заведения, сделал замечание выпивавшим парням, в итоге потерял свою жизнь. Возьмем общероссийскую статистику: около 700 тысяч человек ежегодно погибают из-за спиртного - ДТП, отравления и т. д. Ощущение, что идет физическое истребление нации.

Как можно с этим мириться?

- А сколько зависимых людей на Кубани и поддерживают ли ваше движение местные власти?

- Такой информацией мы не владеем - ее нет в свободном доступе. Но как бы то ни было, официальная статистика все равно не даст реального представления о проблеме. Снова обратимся к общероссийским данным: в стране насчитывается около 2,5 млн страдающих алкоголизмом.

Сам Онищенко заявляет, что эту цифру можно смело увеличить в несколько раз, поскольку не все из тех, кто регулярно употребляет, считают себя алкоголиками и состоят на учете у наркологов. А что же касается чиновников - многие их поступки не поддаются логике. Не так давно мы с товарищами приехали на молодежный рок-фестиваль. Но что увидели? Огороженный лагерь на песке, где алкоголь льется рекой, ползают полуголые поддатые девицы. Со сцены из уст кумиров звучат призывы употреблять наркотики. Одна известная телеведущая кричит в пьяную толпу: «Самое время зачать детишек!» И всем весело.

Или другой пример. Не так давно с подачи местных властей появились листовки и буклеты о вреде спиртного. Молодцы, большой поклон им за это. И тут же на Пушкинской площади проводится винныйфестиваль. Мы специально привели туда подростка - проверить, продают ли там спиртное несовершеннолетним. Оказалось - без проблем!..

Миф, в который верим

- Считается, что русские всегда любили выпить, порок заложен на генетическом уровне. Как с этим бороться?

- Это откровенное невежество. Обратимся к фактам. Сейчас среднедушевое потребление спиртного в России около 18 литров в год. Даже в самые запойные екатерининские времена такого не было! Тогда потребление не превышало 4,5 литров на человека. В 1912 году этот показатель снизился до 0,2 литра - всего стакан в год на каждого.

Это была самая непьющая страна в Европе. Как известно, алкоголь не способствует умственной деятельности. Я к тому, что 52% всех величайших изобретений 20 столетия принадлежит русским (телевизор, вертолет, лазер и т. д.). Трезвые головы совершали открытия! Нашей пьянке всего 30 - 40 лет.

Пришел Никита Сергеевич - и понеслось: культура пития, вместо самоваров с чаем - нарядные бутылки с водочкой, фильмы, где пропустить рюмку-другую не возбраняется, и так далее. Но в советское время общественное порицание и борьба за нравственность были нормой. А в 90-х начался полный разгул, повсеместная реклама спиртного. Сейчас в Краснодаре пивные лотки на каждом шагу, кто-то дает разрешение на их деятельность, и там всегда аншлаг. В какой-то момент мы подчинились рекламным установкам, и в итоге, сами того не замечая, попали в зависимость. Алкогольному бизнесу это на руку.

И чтобы изменить ситуацию, необходимо в первую очередь изменить наше сознание при помощи все той же рекламы и пропаганды. Каждый из нас должен осознать себя частью здоровой и крепкой нации. Вот профессор Ефимов - ректор питерского университета приводит пример своим студентам.

В Индии есть 150 миллионов человек, которых называют «литл пипл» - маленькие люди. Они живут на улицах, валяются в канавах. У них от рождения нет ни работы, ни имени, ни образования. При этом они счастливы, не устраивают бунтов. Им с рождения втолковали, что жить в нищете - их судьба, их данность. Точно так же и нам сейчас внушают, что мы потомки не героев, а алкоголиков, и что досуг -  это не спорт и не чтение русской классики, а поход в ночной клуб с обязательной выпивкой. Кто-то потом уже не может остановиться.

- А как реагирует народ на ваши трезвеннические акции?

- Поначалу чего только не наслушались в свой адрес: и фашисты мы, и сектанты, кем только ни называли!

1 января этого года, когда народ отходил от праздничного застолья, мы организовали забег по ул. Красной. Люди смотрели на нас, как на инопланетян.

Страна пьет, а «эти ненормальные» бегают. Сейчас нас стали воспринимать по-другому. Например, в Усть-Лабинске к нашей акции примкнуло уже 300 человек. При этом мы никого насильно не заставляем «завязывать», просто приводим научные факты о вреде алкоголя, даем информацию к размышлению.

А человек уже сам выбирает для себя, как ему жить дальше. Один предприниматель, который часто употреблял, поначалу не воспринимал нас всерьез: дескать, под градусом стресс уходит! А потом вдруг прозрел: да мы же как лохи, говорит, нам продают спиртное - непонятно что туда намешали - мы пьем и верим в то, что жить легче. Но ведь это всего лишь иллюзия.

ДОСЬЕ

Петренко Максим Анатольевич. Родился в 1977 г. в Краснодаре. Образование юридическое. Преподаватель.

Смотрите также: