Детей спускали по пожарной лестнице. Очевидцы – о крушении Су-34 в Ейске

Спасатели тушат пожар, вечер 17 октября. На месте работали около 500 пожарных. © / пресс-служба администрации Краснодарского края

14 жизней унесла трагедия, произошедшая в Ейске вечером 17 октября. Из-за крушения военного самолета загорелся 9-этажный жилой дом. Пожар тушили и искали людей в горящем здании почти 500 спасателей, огнем повреждены 72 квартиры. Пострадавшие – взрослые и дети - находятся в больницах Краснодара и Ейска с ожогами – многим пришлось прыгать с высоты, чтобы спастись. С 17 до 19 октября объявлен траур по погибшим. Пока Следком проводит расследование, мы собрали комментарии очевидцев и экспертов.

   
   

Жители страны сплотились, скорбят

Самолет Су-34, по информации Минобороны РФ, упал совсем рядом с многоэтажкой, предварительная причина - неисправность двигателя. В результате загорелось топливо, и пламя перешло на здание. Пилотам удалось катапультироваться. Но в пожаре погибли люди. Последняя информация от МЧС России – это 14 человек.

На месте объявили режим ЧС. Пострадавших доставляли в реанимацию ЦРБ и санавиацией в краснодарский ожоговый центр. Контролировали процесс министр здравоохранения России Михаил Мурашко, глава МЧС РФ Александр Куренков, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, глава Ейского района Роман Бублик и экстренные службы. Для тех, кто остался без крова, развернули пункты временного пребывания, с ними занимались психологи, многие разъехались по родственникам. Волонтеры работают и сейчас, собирают вещи первой необходимости, оказывают помощь.

«Мы сейчас приостанавливаем сбор вещей, так как на помощь откликнулось много людей, они оперативно принесли пострадавшим всё необходимое. Постельное белье, одеяла, подушки - уже 17 октября всего хватало. Местная администрация открыла официальный банковский счёт, на который желающие могут перечислить посильную сумму для жителей дома, - рассказывает жительница Ейска Алеся Никитина. - Я в момент крушения Су-34 находилась дома с детьми, услышала взрыв. Сразу же знакомые, друзья стали присылать видео с места происшествия. Информация распространяется быстро.

Увидела в социальных сетях, что собирают волонтёров, села в такси и поехала в Дом культуры, там организовали пункт помощи пострадавшим. Второй пункт открыли в Доме офицеров. Сегодня я работаю как кол-центр, координирую волонтёров, отвечаю на звонки. Жители страны сплотились, каждый хочет поддержать. Звонят люди из Краснодара, Москвы, Норильска и других регионов, спрашивают, чем помочь. Ейск скорбит, всем тяжело после такой катастрофы».

В первую очередь, когда спасатели лестницу поставили, мы детей маленьких спустили: моего внука и девочку. Еще часа два мы ждали, ходили, стучали в окно, чтобы помочь остальным.

«Сегодня с нами работали 300 волонтеров, сейчас часть из них мы отправили в лагерь, куда направили детей для временного размещения. Также зарегистрировались довольно много волонтеров, около 50-и, у которых есть личный транспорт. В случае необходимости можно будет задействовать и их. Также хочу отметить, что без всяких призывов и уведомлений граждане приносят пострадавшим медикаменты, теплые вещи, игрушки для детей и многое другое. В настоящее время наш эвакопункт готов принимать пострадавших», - рассказал «МК на Кубани» директор Ейского городского дворца культуры Александр Ивахненко.

   
   

Сначала прятались в погребе

Очевидцы происшествия рассказывают, какое потрясение пережили в первые минуты крушения самолета.

«Раздался взрыв за окном, и вспыхнуло пламя. Окна у нас выходят как раз на магазин «Меотиду» и семейный гипермаркет. Сверху, с восьмого этажа к нам прибежала беременная женщина с ребенком - девочкой маленькой. И вот мы с внуком, и моей женой, супруга больна, ей 81 год, сидели, ждали, пока подъедут пожарные. Позже увидели, что огонь еще и на шестом этаже. Окно открыли, а оттуда дым валит. В первую очередь, когда спасатели лестницу поставили, мы детей маленьких спустили: моего внука и девочку. Еще часа два мы ждали, ходили, стучали в окно, чтобы помочь остальным. С шестого этажа я помог спуститься женщине, а потом вышел и сам», - рассказал пострадавший в пожаре после крушения самолета житель дома Василий Чистоусов.

«Как только произошел хлопок, мы сразу же посмотрели в окно, и было видно этот огненный, так скажем, гриб. Живем в частном доме, в тот момент мы схватили собаку и решили бежать в погреб. Там просидели минут 15-20, после чего уже узнали, что это не какие-то бомбардировки, а упал самолет. В том пострадавшем доме у нас есть знакомые друга, он сказал, что его семья успела эвакуироваться. Людей на улице было очень много», - рассказала супружеская пара, проживающая в Ейске.

«Живу в соседнем доме, видели, как самолет летел очень низко, а далее рухнул во двор, но зацепил дом. После уже пошел пожар и взрыв. Обломки самолета увезли только что, около двух часов 18 октября», - рассказала нам Юлия Гапонова.

«Живу неподалёку от места крушения Су-34, но и сейчас боюсь идти в тот район. Люди в городе напуганы, нам и так страшно было от постоянно летающих самолётов, так как рядом военный аэродром, а теперь и вовсе», - рассказала жительница Ейска Анна Чёрная.

Почему вообще самолеты летают над домами?

Как раз близость аэродрома жители Ейска ставят во главу угла. С 1930-х годов там располагалась одна из старейших авиашкол в Союзе. С 2010 года там находится 859-й центр боевого применения и переучивания летного состава военно-морского флота Российской Федерации. По словам Людмилы Петровой (фамилия изменена, - прим. ред.), когда только строили взлётную полосу, на месте жилых кварталов были сады и виноградники. А после уже стали возводить здания.

«Детство прошло между Колхозной, Щорса и Коммунистической улицами, - рассказывает она. – Сейчас здесь застройка плотная. Рядом детский сад - могло и страшнее закончится. Да и заправка рядом с домами, только чудо спасло, если бы туда, то страшно и представить».

Ейск – не единственный город, в котором жилые районы выросли со временем вокруг аэродромов. Такая же проблема существует и в Краснодаре.

«Я живу в Музыкальном микрорайоне города, в шестиэтажном доме, - рассказывает Ирина Смолова. – Рядом Краснодарское летное училище. И два раза на день самолеты малой авиации летают на уровне наших последних этажей – на учения и обратно. От этого звенят стекла во всем доме, трясутся стены. Гул стоит невообразимый. Поначалу было страшно каждый раз. А теперь уже привыкли».

По словам военного летчика, штурмана в отставке Ивана Боталова, ни взлёт, ни посадка бортов не должны проходить над жилыми строениями.

«Аэродромы изначально строят вдали от жилья, но потом города разрастаются. Кто давал разрешение на застройку? Теперь, наверное, и не найти. Такая же история на втором аэродроме под Оренбургом, в Авиагородке. Когда я служил там, не было частной застройки рядом. А теперь есть, и при определённых погодных условиях приходится бортам идти над жилыми домами», - рассказал Иван Васильевич.