Вне закона. Кому выгоден арест экс-владельца ГК «Медведовский комбинат»?

Владимир Семенец / РБК

Сенсационный сюжет журналиста Андрея Караулова в его авторской программе «Момент истины» о деле кубанского бизнесмена Николая Озерова произвёл немалый резонанс. В Краснодаре по следам фильма прошла пресс-конференция, на котором адвокат осуждённого за мошенничество бывшего владельца Медведовского холдинга Ольга Селихова рассказала подробности нашумевшего дела.

   
   

Долговой казус

Николай и Татьяна Озеровы (мать бизнесмена) до 2016 года владели крупным агрохолдингом, включавшим мясокомбинат «Медведовский», племзавод «Индустриальный», несколько растениеводческих предприятий и строительную компанию. Планировали развивать животноводство, для чего в 2011-м году закупили большое поголовье ирландских свиней. Для развития производства понадобились деньги. И Николай Озеров обратился за кредитом в Сбербанк. В качестве обеспечения, по материалам дела, предоставил свои активы в виде действующих сельхозпредприятий и поручительства. Но после внезапного падежа всего стада в начале 2012-го года банк прекратил кредитование. На тот момент кубанский бизнесмен использовал только 469, 42 млн рублей кредита из двух миллиардов с лишним кредитной линии. При этом, рыночная стоимость объектов, переданных в качестве обеспечения по всем договорам, составляла более 5,2 млрд рублей.

«В результате последующего судебного разбирательства ПАО «Сбербанк России» взыскало с заемщика обеспечение на общую стоимость более 2 млрд рублей. По закону после этого все обязательства по договорам должны были быть прекращены. Но Озерову, возможно, не хватало юридической профессиональной поддержки, чтобы получить все необходимые документы и свидетельства от банка об отсутствии претензий. Если бы это было сделано сразу, последующие события не наступили бы», - предполагает адвокат.

Но, по словам Ольги Селиховой, после подписания в арбитражном суде мирового соглашения между Сбербанком и ООО «Племзавод Индустриальный» имущество, не предусмотренное его условиями, из-под залога фактически высвобождено не было. В итоге у банка оказалось залоговое имущество и поручителей общей стоимостью 5 244 760 936 рублей.

Последующие события не заставили себя ждать. В июне 2014 года Сбербанк уступил права требования по тому же кредитному договору аффилированной компании «СБК-Актив». Но спустя два месяца права требования перешли к ООО «Рубеж безопасности», которое выкупило права за 600 с лишним миллионов рублей. По словам адвоката, эта же компания и обратилась в суд, потребовав возмещения ущерба. Но уже на сумму 2 млрд. 800 млн рублей. Откуда взялась такая сумма, Ольга Селихова до сих пор не понимает.

Фото: РБК/ Владимир Семенец

Указания из … колонии

В итоге, Озеров оказывается под стражей, признаётся виновным в мошенничестве и приговаривается Ленинским районным судом г. Ростова-на-Дону к восьми годам лишения свободы. При этом, по словам адвоката, бизнесмен реально не понимал, в чём его обвиняют.

«Получается, что Озеров так хотел украсть 469 млн рублей. кредитных средств, что предоставил на 5 млрд живых залогов и ещё пять компаний-поручителей», - удивляется адвокат.

   
   

К октябрю 2018 года Озеров отбыл половину срока и по ходатайству администрации самого исправительного учреждения освобождён условно-досрочно. Но всего через несколько дней его снова берут под стражу. Ему предъявляют обвинение в переводе активов ООО «Агрофирма Колос» (ранее также входившее в ГК «Медведовский мясокомбинат») за границу. Уголовное дело возбудил старший следователь второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Краснодарскому краю Ислам Джамбаев 23 мая того же 2018 года.

«Озерова обвиняют в том, что он, находясь в колонии, каким-то образом позвонил с мобильного телефона генеральному директору ООО «Агроглобус» Ковалёву и дал указание для Бакшанской, на тот момент, бывшей директором «Колоса», о заключении контракта с немецкой компанией в лице генерального директора Эдуарда Хеттиха на поставку сельскохозяйственного оборудования. По контракту «Колос» должен был перевести порядка 4 млн. евро. После этого получить оборудование. Но даже по материалам дела, вся сумма так и не была переведена. Всего отправили 3 350 000 евро. Почему же у следствия возник вопрос о фиктивности сделки? Ведь условия контракта исполнены не были, с чего тогда ждать оборудование. Кроме того, непонятно, как это человек, находясь в колонии, продолжает раздавать указания своим подчинённым? А вот Бакшанская, заключившая контракт и сегодня говорящая о своей номинальной роли директора, вполне вероятно, реально управляла предприятием. Возникает вопрос, а Озеров ли стоит за всей этой историей? - высказывает свою точку зрения Ольга Селихова. – К счастью, сейчас у нас имеются показания самого Эдуарда Хеттиха на этот счёт, должным образом переведённые и заверенные. Думаю, это даст новый поворот делу».

Фото: РБК/ Владимир Семенец

Новый поворот?

Между тем, дело, действительно, уже дало новый поворот. В начале июня Басманный суд Москвы отправил под арест следователя Ислама Джамбаева, а также его общественного помощника юриста Боташева. По версии следствия, 30 мая помощник получил взятку в сумме 18 млн руб. от родственников бизнесмена Николая Озерова для передачи следователю. Следствие полагает, что сотрудник СКР пообещал предпринимателю изменить квалификацию на менее тяжкий состав преступления. Оба фигуранта были задержаны в Краснодаре 30 мая оперативными сотрудниками ФСБ, которые зафиксировали факт получения господином Боташевым денежных средств и муляжей купюр на общую сумму 13 млн руб. Деньги передала мать подследственного Татьяна Озерова.

«Оказывается, все переговоры Джамбаева с Озеровым фиксировали сотрудники ФСБ», - рассказала Ольга Селихова.

А уже четвертого июля заместитель прокурора Краснодарского края Александр Бучман отправляет уголовное дело, возбуждённое Джамбаевым против Озерова, на дополнительное следствие, говоря о выявленных нарушениях и противоречиях. В том числе, судя по постановлению, нашли их и в решении Тимашевского районного суда, который в июле прошлого года вынес решение о фиктивности сделки между фирмой «Колос» и немецкой компанией и удовлетворил исковые требования агрокомпании.

«Но пока что мой подзащитный продолжает находиться под стражей. Несмотря на новые повороты в деле. Сейчас у него серьёзные проблемы со здоровьем, он страдает от грыжи. Но старается держаться. Вместе с ним мы верим, что правосудие всё-таки восторжествует. Я намерена добиваться правды даже в Верховном суде, если понадобится», - говорит Ольга Селихова.