За чей счет банкет?» ЖКХ провел очередной сеанс «шоковой терапии» над подведомственным населением

   
   

Население недоплачивает примерно четверть потребных сумм, что компенсируется за счет бюджета и других источников.

В начале текущего года после волны народного возмущения, захлестнувшей страну после получения платежек, чиновники и политики были вынуждены «разъяснять ситуацию». Многочисленные комментарии сводились к нескольким основным пунктам: 1) отрасль в ужасном состоянии и для ее модернизации нужны деньги 2) рост тарифов составит «всего» 15% и 3) население все равно недоплачивает примерно четверть потребных сумм, что компенсируется за счет бюджета и других источников.

Итого:

1)
За последние 10 лет мы имеем рост цен на коммунальные услуги, который колеблется в широчайшем диапазоне: от 250% (за электроэнергию для жителей домов с газовыми плитами) до 2600% (за горячую воду). Разница в 10 раз.

2) Все товары/услуги выросли в цене значительно выше уровня инфляции, который, по данным Росстата, за минувшее десятилетие составил 210%. Это еще раз подтверждает расхожее мнение об инфляции как своеобразном «налоге на бедных», поскольку она, в первую очередь, затрагивает товары каждодневного спроса, которыми пользуются самые широкие слои населения и значительно меньше сказывается на дорогостоящей продукции от элитных сортов вин до «Мерседесов».

3) Темпы увеличения средней зарплаты в Краснодарском крае оказались выше лишь роста цен на электроэнергию, да еще расходов по статье «обслуживание и ремонт домов, включая услуги управляющих компаний». От всего остального она отстала весьма значительно. Отсюда понятно, что доля «коммуналки» в семейном бюджете за 10 лет значительно выросла.

4) Относительно небольшое подорожание электроэнергии объясняется ее неформальным статусом «социального блага» и, соответственно, перекладыванием, посредством государственного регулирования, части расходов на предприятия (так называемое, перекрестное субсидирование). При этом не стоит забывать, что расплачиваться за это благо приходится все тем же гражданам, только уже при покупке товаров в магазинах.

   
   

Парадокс «коммунальной экономики»

Итак, мы наблюдаем стабильный, устойчивый рост коммунальных тарифов. Рост, в большинстве случаев составляющий 30-40% в год. На протяжении 10 лет! Рост, который будет продолжаться и далее (примем во внимание хотя бы такой фундаментальный фактор как переход газовиков к 2015 г. на «равнодоходность» с европейским газом, к слову, самым дорогим в мире).

Согласно классическим законам рынка, такие темпы (да еще гарантированный сбыт) делают отрасль исключительно привлекательной для капитала. Ведь, как писал еще К.Маркс, "капитал боится отсутствия прибыли. Но если достаточная прибыль имеется в наличии, он становится смелым.

Обеспечьте 10 процентов — и он согласен на всякое применение.

При 20 процентах капитал оживляется.

При 50 процентах положительно готов сломать себе голову.

Уже при 100 процентах он попирает все человеческие законы, а если прибыль доходит до 300 процентов — нет такого преступления, на которое он не рискнул бы. С тех пор прошло почти полтора века и эти цифры смело можно уменьшить в несколько раз, т.к. 300% в конкурентной экономике можно заработать разве что на торговле наркотиками.

Среднегодовой рост цен на коммунальные услуги  в течение 10 лет составил:

Электричество – 13,3%; а в домах с электроплитами – 15,7%;

Содержание, ремонт и управление – 18%;

Канализация – 27,3%;

Вывоз мусора – 28,5%;

Отопление – 30%;

Холодная вода – 30%;

Горячая вода – 40%.

Но, несмотря на прибыль, капитал почему-то по-прежнему «боится». Ничего похожего даже на «оживление», а тем более на готовность «сломать себе голову» в отрасли почему-то не отмечается. Не видно массового «наплыва» инвесторов, бурного развития,  модернизации, сокращения издержек. Из года в год цифры износа основных фондов если и меняются, то в худшую сторону. Ныне он уже превысил 70%.

Все выше, и выше, и выше

Причины постоянного роста цен не являются секретом. Монополии хоть на федеральном, хоть на местном уровне абсолютно не заинтересованы в снижении издержек. Ведь их главной задачей является «защита тарифа» в конце года перед госчиновниками, а вовсе не перед потребителями. У чиновников своя логика: они соглашаются с бесконечным повышением цен, но опасаются делать его слишком резким, дабы не вызвать недовольства населения. Результатом такого компромисса и выходят эти ежегодные 15-25% роста, которые нам преподносятся едва ли не как «социально-низкие».

Постоянный рост цен на коммунальные услуги, газ и электричество позволяет «большим начальникам» содержать дворцы и «Боинги», породистых скакунов; пополнять многозначные счета в зарубежных банках. Обслуживающий же персонал удовлетворяется небольшими праздниками жизни.

Вот, например, как описывается на официальном сайте ОАО «Краснодартеплосеть» юбилей предприятия: «…в зале ресторана «Европа» состоялся грандиозный 25-летний юбилей ОАО «Краснодартеплосеть».

Трансляция на большом проекционном экране специального выпуска новостей канала ОРТ, посвященного юбилею ОАО «Краснодартеплосеть», с поздравлениями от руководителей разных стран, стало изюминкой праздника и вызвало бурю эмоций.В программе мероприятия принимали участие самые известные артисты и творческие коллективы… Грандиозным окончанием праздника стал великолепный фейерверк».

Никто, разумеется, не против, чтобы люди отметили свой корпоративный праздник, но хочется спросить: «за чей счет банкет?», почему через тариф на тепло краснодарцы должны оплачивать «спецвыпуск новостей канала ОРТ» и «великолепный фейерверк»?

Абсолютная неэффективность этих структур вкупе с вызывающим уровнем жизни их руководства и зашкаливающей даже по отечественным меркам коррупцией делает сохранение монопольного статуса де-факто важнейшим условием их выживания на рынке. Просто так такие позиции никто не уступает.

Отечественный ЖКХ глазами экспертов

Недавно в президентском Институте современного развития (ИнСОР) состоялся круглый стол на тему «Просроченная задолженность как фактор сдерживания модернизации».

Его участники попытались ответить на главный вопрос: «почему постоянное увеличение коммунальных платежей не улучшает ситуации в сфере ЖКХ, где растут неплатежи и износ основных фондов»?. Так, по данным экономистов, за прошедший год дебиторская задолженность за коммунальные услуги выросла на 120 млрд рублей и в настоящее время составляет около 600 млрд руб.

Уровень износа основных фондов большинство экспертов оценили в диапазоне 78-80%; по словам  руководителя северо-западного межрегионального координационного совета «Единой России», депутата Госдумы он и вовсе достиг 86,2%; а в департаменте ЖКХ Краснодарского края говорят о «свыше 70%» износа отрасли по региону. При том что этот показатель ежегодно увеличивается на 2-3%.  Это значит, что отрасль находится в жестком кризисе, и, говоря словами Президента РФ, «если  не предпринять срочных мер, через 5-7 лет наступит катастрофа».

Причем, как подчеркивали участники «круглого стола», обычные «рецепты» предотвращения этой катастрофы в виде повышения тарифов, которые нам предлагаются из года в год, очевидно не работают. По причине криминализации коммунального хозяйства, в котором деньги населения трансформируются не в инвестиции, а в сверхдоходы местных руководителей.

«В сфере ЖКХ  менеджеры очень здорово зарабатывают, но не на прибылях, а на убытках, то есть попросту ее разворовывают, – подчеркивает Председатель Совета директоров инвестгруппы «Бизнес Центр»  – Простой пример – в одном из городов-миллионников годовой «заработок» 30-летнего руководителя управляющей компании превышает 600 миллионов рублей».

Проблемы в ЖКХ не столько экономические, сколько социально-политические, - настаивают эксперты: государство посредством ежегодного увеличения тарифов продолжает накачивать криминализованную отрасль деньгами граждан, однако отдачи никакой не видно.

«Чтобы понять масштаб коммунальной черной дыры, достаточно вспомнить, что на полную модернизацию всей отрасли власти отмерили 6 триллионов рублей (данные Минрегионразвития.). Время, чтобы их освоить, составляет примерно восемь лет.

Простой расчет показывает, что каждый житель страны за полную модернизацию ЖКХ ежемесячно должен платить около 400 рублей. Но если посмотреть внимательно на наши коммунальные платежи, то мы уже как минимум два раза оплатили полную модернизацию ЖКХ. Причем без всякого результата», – говорит генеральный директор компании «ФинЭкспертиза».

Зарплаты

В течение минувших 10 лет удорожание «коммуналки» хотя бы частично компенсировалось ростом зарплат. (Понятно, что это весьма условно, т.к. доход одного олигарха, поделенный на бумаге, позволяет прилично жить населению целого региона, но тем не менее, рост «имел место быть»). Сегодня возможность наращивать долю зарплаты в произведенном продукте резко сократилась.

Согласно данным Росстата, таковая в ВВП уже превысила 40%, что даже больше, чем в среднем по странам Евросоюза, не говоря о США. В целом по стране нынче рост возможен только за счет увеличения производительности труда, что, в свою очередь, не так-то просто сделать, учитывая экономическое и технологическое положение во многих отраслях. За 2010 год, по словам премьер-министра, он был немногим более 3%, а в 2009 г. так и вовсе сократилась на 4,2%.

Т.е. сегодня мы еще не достигли докризисного уровня. В целом следует констатировать, что времена, когда производительность труда росла на 5%, а зарплаты на 16% (2007 г.) безвозвратно ушли. (Данные исследования международной консалтинговой компании McKinsey & Company, а также Всемирного банка).

Падение реальных доходов в 2011 г. впервые за много лет зафиксировала и статистика, - в 1 квартале т.г. оно составило почти 4%, а в апреле, - 6,5%.

Итого

В обозримой перспективе рост коммунальных тарифов будет ограничиваться лишь политической составляющей, «ручным управлением» со стороны государственных регуляторов (ФСТ, РЭКи и т.д.), а не технологической модернизацией. Для обеспечения условий массового притока капитала необходима реформа отрасли, создание в ней конкурентной среды. Однако, аналогичная попытка, предпринятая в электроэнергетике, результатов пока не дала. По крайней мере, до создания полноценной конкуренции в ней так же далеко, как и 10 лет назад. А негативные моменты, взять хотя бы взрывной рост тарифов за последние пару лет, присутствуют. Так что неудивительно, что условия и, в первую очередь, политическая воля для проведения реформы в такой сложной и важной, жизнеобеспечивающей сфере как ЖКХ (да еще и перед выборами) в данное время отсутствуют.

С другой стороны, попытка решить проблему модернизации отрасли просто за счет дополнительной «закачки» бюджетных средств или повышения тарифов заранее обречена на провал. Ведь нельзя дырявый сосуд наполнить водой. Для этого сначала надо хотя бы залатать дырки.

В заключении хотелось бы отметить, что этот бесконечный рост тарифов, стоимости продовольствия и пр. играет значительно более зловещую роль, чем может показаться на первый взгляд. Фактически нас загоняют в каменный век, когда весь труд человека уходил на его же жизнеобеспечение, удовлетворение базовых потребностей Homo sapiens. Кто в таких условиях борьбы за существование будет заниматься модернизацией и другими насущными для будущего страны вещами, непонятно.

Цены у нас и «у них»

Согласно данным Мирового энергетического агентства, в 2006 г. средний тариф для бытовых потребителей в России был 3.73 цента за 1 кВтч, а в США - 8. Через 5 лет соотношение составило 11 центов (3.06 рубля, Краснодарский край) и 11.62 цента, США.  Таким образом, за последнюю пятилетку разрыв сократился с 214% до 5%. Нет сомнений, что существующее небольшое (для Кубани, а, например, москвичи уже догнали и перегнали Америку: у них 3.8 рубля) «отставание» будет ликвидировано в ближайшее время.

К тому же надо принять во внимание еще ряд немаловажных деталей:

1) За 2010 год цена 1 кВтч для населения в США увеличилась на ничтожные 0,03 цента или на 0,25%, а не на 9, как у нас (разница в темпах роста в 36 (!) раз).

2) В США полностью отсутствует само понятие «перекрестного субсидирования». Т.е. тариф для личного потребления (11.62) является самым высоким в стране (для сравнения: промышленность платит всего 6.85 цента за 1 кВтч). У нас же часть расходов берут на себя предприятия и организации. Это «благодеяние» мы потом оплачиваем в магазинах.

3) Электричество почти полностью - товар для внутреннего потребления. Поэтому его цену, как, впрочем, и стоимость подавляющего большинства других товаров, как и ВВП в целом, принято считать по паритету покупательной способности (ППС), в соответствии с которым доллар стоит не 30, а примерно 17 рублей. Пересчитав по ППС, получаем, что 1 кВтч обходится жителям Кубани не в 10, а в 18 центов.

4) И, наконец, тем же американцам никто не сообщает, что они недоплачивают 25-30%, а потому-де должны быть благодарны за заботу. Нет, они за все платят сполна. А мы, стало быть, недоплачиваем.

Собственно говоря, в таком положении дел нет ничего удивительного, учитывая, что в феврале, после того как стоимость барреля взяла отметку в $ 100, самый популярный бензин марки Regular на американских заправках стоил $ 0,82 или 24,5 рубля, в то время как мы за намного менее качественный АИ-95 и дизтопливо вынуждены были платить на рубль больше. Хотя, казалось бы, Россия, в отличие от США, не возит нефть из-за трех морей.

Смотрите также: