«Пока петух не клюнет!» Подслушано в страховой компании, выдающей ОСАГО

Полина Седова / АиФ

Проблемы с оформлением полиса ОСАГО у автовладельцев начались в прошлом году. В Краснодаре в страховых компаниях копились длинные очереди, но с наступлением нового года ситуация стала еще хуже. Очереди уменьшились, но им на смену пришла предварительная запись, по которой получить полис можно не раньше, чем через месяц-два.

   
   

«Поздно спохватились!»

В коридоре страховой компании небольшая очередь. Пожилой мужчина, женщина лет тридцати с двумя детьми и молодая пара. Заходит парень в джинсах и кепке. 

«Кто последний?» – спрашивает и непринужденно оглядывается по сторонам.

«Я, но мне только права вписать», – отвечает пожилой мужчина.

Я занимаю очередь за пареньком. И тихонько подслушиваю их разговор:

«У меня срок действия ОСАГО заканчивается через два дня», – говорит  парень.

   
   

«Поздно спохватились. Получите не раньше, чем через месяц», – улыбается снисходительно пожилой мужчина.

График работы страховой компании . Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

«Придется  все это время нарушать закон и ездить без ОСАГО, надеяться, что ГИБДД не остановит. И что не попаду в аварию, иначе не знаю, как буду выкручиваться», – качает головой парень.
«Главное, при аварии еще не попасться на каких-нибудь мошенников горе-юристов, которые составят вам иск на капоте машины – вы получите 10 тысяч на ремонт, а со страховщиков три шкуры сдерут», – предупреждает старший собеседник.

Справка
С 12 апреля по решению Центробанка действующие базовые тарифы ОСАГО увеличились еще на 40%. Ещё на 20% расширился тарифный «коридор», в рамках которого страховщики могут устанавливать свою стоимость полиса. В октябре 2014 года увеличились лимиты выплат по имуществу: размер максимального возмещения за повреждение автомобиля – 400 тысяч вместо 120 тысяч, а базовый тариф по ОСАГО составляет уже 4118 рублей.

Молодой человек сразу вспоминает случай со своим знакомым, который купил поддельный полис на сайте за 1600 рублей.

«Как на это повелся – не знаю! Ведь тарифная ставка еще тогда была около двух».

«Этот полис только для ГАИ… А на деле, выходит, что ты не застрахован, он нигде не числится. И при аварии ничего не получишь», – соглашается пожилой мужчина.

«Знаете, что самое неприятное во всем – теперь автостраховщики фактически навязывают страхование жизни и здоровья, имущества и прочего. Если отказываешься от «нагрузки», в компании тут же заканчиваются бланки, перестает работать система», – говорят в один голос автовладельцы.

Страховщики невозмутимы и отвечают на все вопросы кратко:

«Мы работаем в рамках закона, дополнительные услуги не навязываем, а очереди создаются из-за большого количества желающих переоформить полисы». 

«Пока петух не клюнет!»

Водитель Анна пришла получать уже готовый полис. Она улыбается. Говорит, что позаботилась обо всем заблаговременно. Вышла на сайт, высчитала оплату с учетом разных коэффициентов. Кстати, территориальный коэффициент по Краснодару остался прежним.

«Я меняю каждый год в одно и то же время – это для меня важное дело. Надо обо всем думать заранее! А то у нас так – пока петух, извините, не клюнет, это ведь тоже одна из причин очередей».

В связи с новыми тарифами оплата, конечно, поднялась. Девушка много об этом читала и морально подготовилась.  

«Я заказала полис до 12 апреля. Я экономист. И сразу поняла, что цены поднимутся. Но никто почему-то не возмущается и не бастует с ростом цен на бензин, а на страховки правительство долго не могло поднять ценник, хотя доказательства есть, что в минусах многие компании по ОСАГО».

В коридоре страховой компании небольшая очередьФото: АиФ-Юг/ Алина Менькова

Не хватает бланков

В другом конце коридора беседуют женщина с мужчиной.

«Бланки здесь есть – слава Богу. Это еще одна беда. Не хватает бланков. Компании многие уходят с рынка, соответственно меньше компаний – больше людей. Может, бланки просто печатать не успевают?» – предполагает женщина.

Услышав их разговор, водитель Виталий, который стоит у двери, поясняет:

«Новые бланки утверждены, а вот схемы распределения их нет. Старые талоны может выдавать лишь МВД. Из-за этого РСА остался без талонов техосмотра. Но согласно новому закону, в течение двух лет проводить техосмотр смогут как частники, так и МВД».

Кстати
Первые массовые тиражи поддельных бланков ОСАГО в России были обнаружены именно в Краснодаре.

Виталий сетует, что неизвестно, кто и сколько будет их печатать, неясно, как новые талоны распределят. 

«Я читал, что может сложиться такая ситуация, когда водители окажутся без талонов техосмотра, а это сделает невозможным заключение с ними страховых договоров ОСАГО. РСА выступил с инициативой – пусть страховые компании сразу требуют справку о том, что техосмотр пройден, но талон не выдан из-за того, что бланков нет. Но, скорей всего, крупные страховщики на это не пойдут, ведь это нарушение закона».

На выходе встречаю молодую семейную пару. Они купили первую машину. 

«Долго сидела на форумах. Знаю, что в одной страховой группе запись на осмотр автомобиля ведется чуть ли не на месяц вперед, – говорит краснодарка Елена. – В другой нужно сдать документы в порядке живой очереди, сам полис выдадут через неделю, кажется. Да и говорят, она совсем скоро покинет рынок».

«Много разных неприятных нюансов, – рассказывает муж Елены. – Наши знакомые, у которых машине больше 3-х лет, сказали, что могут получить ОСАГО только в одном офисе в Краснодаре – на Юбилейном. Там очереди. В некоторых страховых компаниях требуют сфотографировать машину для получения полиса. Уточнил в московском офисе этой страховой компании, оказалось, что фотографировать автомобиль для полиса ОСАГО – инициатива руководителя краснодарского отделения».

Исполнительный директор Ассоциации страховых организаций Краснодарского края Елена Гоосс
о проблеме с полисами:

«Многие краснодарцы вспоминают о том, что им нужно продлить полис в последний момент. Неосведомленность о ситуации на страховом рынке приводит к дополнительным проблемам. Мне недавно звонил мужчина, возмущался, что раньше у него полис стоил 6 тысяч, а теперь 14. Таких вопросов у него бы не возникло, если бы он заблаговременно побеспокоился о приобретении полиса ОСАГО. На сайте Российского союза автостраховщиков есть возможность расчёта стоимости полиса, эта процедура занимает 10 минут».

  • О навязывании необязательного страхования:

«Если Вам навязывают дополнительную страховку к полису ОСАГО, это незаконно. Напишите жалобу в Центробанк или в прокуратуру, можно обратиться с жалобой и в Федеральную антимонопольную службу. Но помните, что нужны доказательства – аудио, видеозаписи, свидетели».

Елена Гоосс предупреждает, что в Краснодаре активно работают мошенники. Фото: АиФ-Юг/ Алина Менькова
  • О повышении тарифов ОСАГО:

«Автомобилисты возмущены, но у всего есть причины. И у повышения тоже. Подорожали автомобили, запчасти. А если увеличивается сумма страховых выплат, то должен увеличиться и страховой взнос. Должно пройти время, чтобы мы поняли, насколько оправданы повышения тарифов».

  • Об электронных полисах:

«Согласно плану проекта «Электронный полис», предложенному и утвержденному РСА, для претворения идеи онлайн-продажи полисов в жизнь необходимо разработать поправки к законам, усовершенствовать необходимые электронные базы, доработать правила страхования, тщательно подготовить IT-инфраструктуру. Эта долгая работа. На обычном документе несколько степеней защиты, на виртуальном – нет, что даст возможность мошенникам открыть новое поле для деятельности».