Хозяин копилки. Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами?

Обращение с деньгами - большая и нелегкая тема в процессе воспитания детей. Обойти ее нельзя, ведь маленький человек должен уметь самостоятельно ориентироваться в жизни. С одной стороны, он должен понимать, как тяжело достаются деньги родителям, и не сорить ими, но, с другой стороны, не превращаться в скупердяя.

   
   

Рубль за пятерку или за уборку

«Вопросов, связанных с воспитанием у ребенка культуры отношения к деньгам, на самом деле, множество. Самое главное, как сами родители относятся к этому. Какие бы взгляды мы не декларировали, наибольшее влияние оказывает то, как мы тратим деньги, храним, отдаем и принимаем, любим ли их, ценим или боимся, - говорит Инна Силенок. - Некоторые родители, чтобы научить своего ребенка с детства зарабатывать деньги, а заодно и замотивировать его на отличную учебу, платят за пятерки. Бывают даже целые системы материального поощрения и наказания. Если ребенок получает пятерку – ему платят 10 рублей, если четверку – 5 рублей. За тройку ничего не дают, а за двойку ребенок сам должен отдать родителям тридцать рублей. Естественно, в этой семье возникли проблемы из-за денег. Ребенок стал обманывать, рисовал в дневнике хорошие оценки, подделывал подпись учителя. Получив двойку, сказал, что потерял дневник.

Какие бы взгляды мы не декларировали, наибольшее влияние на детей оказывает то, как мы тратим деньги, храним, отдаем и принимаем, любим ли их, ценим или боимся.

В другой семье школьнику объяснили, что ходить на уроки для него работа, поэтому родители платили ему зарплату – за каждый учебный день. Если ребенок прогуливал урок или получал двойку, этот день ему не оплачивался. Фактически, мама и папа сами подтолкнули к тому, чтобы их дитя обманывал и прогуливал уроки, а если он получит двойку, то дальше в этот день можно уже ничего не делать, ведь результат все равно один: денег не дадут. В результате ребенок не получает удовольствия от процесса учебы, боится сделать ошибку, получить плохую оценку.

В третьей семье родители решили платить ребенку за помощь в домашних делах: помыл посуду – 10 рублей, вынес мусор – 5. Убрал в зале – 15, в своей комнате должен убираться бесплатно, а если этого не сделал – штраф: 10 рублей или не пойдешь гулять. Папа гордился, что сын с удовольствием стал помогать по дому… Только есть большая вероятность, что в дальнейшем за любую помощь сын будет требовать деньги».  

Готов рассчитаться

Детям бывает сложно понять, что такое 5 тысяч или 3, говорит психолог. Когда родители покупают им одежду, игрушки, подарки – это выражение любви. А если родители говорят о денежном эквиваленте покупок, то ребенок считает, что его любят или не любят на «три тысячи рублей».

   
   

Если ребенку 8-9 лет, он уже владеет основами арифметики, и его уже можно привлекать к составлению сметы затрат перед походом в магазин, предложить вместе посчитать, сколько нужно денег семье на продукты. Пусть он откроет холодильник и посмотрит, каких продуктов там не хватает. 9-10 летний ребенок вполне может рассчитать, сколько денег нужно семье в месяц на продукты.

Когда он принесет сдачу из магазина, проверьте и похвалите за то, что сумел правильно посчитать. Если ошибся, скажите, чтобы не расстраивался и спокойным тоном уточните, почему так получилось. Если он потерял, скажите, что такое бывает, и у вас в том числе, и вы уверены, что в следующий раз он будет более бережливо относиться к деньгам. Если ребенок купил себе на сдачу сладости и съел их, скажите, чтобы в следующий раз он принес их домой, чтобы съесть после обеда/ужина, да и хорошо бы угостить домочадцев.

Если ребенка обсчитал продавец, придется идти вместе разбираться. Главное, у ребенка должно сформироваться отношение, что деньги в семье – общее достояние. Взрослые зарабатывают их на работе. Когда ребенок помогает родителям в домашних делах, он фактически делает вклад в общую копилку свои трудом, потому что это позволяет маме и папе отдохнуть, а в выходной отправиться в гости или просто погулять вместо того, чтобы посвящать все свободное время уборке.

«На вопрос, когда лучше начинать давать ребенку деньги, доверять самостоятельно совершать покупки, однозначного ответа нет. Все индивидуально, - продолжает Инна Силенок. - Один в 5 лет может сходить за хлебом и правильно рассчитаться, другой и в 8 может забыть сдачу или вместо хлеба купить чипсы. Приучать ребенка к самостоятельным покупкам все же стоит начинать с 6 лет.

Приучать ребенка к самостоятельным покупкам все же стоит начинать с 6 лет. Для правильного обращения с деньгами полезна игра «Касса» или «Магазин» с игрушечными деньгами. Так дети запоминают номиналы купюр и монет, готовятся к реальным покупкам».

Сначала сделайте покупку вместе и предложите ему отсчитать деньги на кассе. Пусть ребенок сам посчитает, сколько денег нужно отдать продавцу, какая должна быть сдача. Если он все правильно рассчитал, значит уже готов к самостоятельным походам в магазин. Для правильного обращения с деньгами полезна игра «Касса» или «Магазин» с игрушечными деньгами. Так дети запоминают номиналы купюр и монет, готовятся к реальным покупкам».

Нужно ли разрешать оставлять сдачу себе, вопрос выбора родителей. Главное, чтобы ребенок говорил, сколько у него осталось денег и на что он хотел бы их потратить.

Деньги по карманам

«Иметь ребенку копилку, считаю, полезно. Полезно помечать, что можно будет купить, когда копилка наполнится. Хорошо, когда ребенок учится откладывать деньги на приобретение чего-то важного для него, даже если потом и передумает, - уверена Инна Силенок. - Бывает, что дети разбивают копилки, чтобы купить подарок маме на день рождения или отдают родителям на какую-то крупную покупку для дома. Важно только, чтобы собирание копилки не превратилось в накопительство любой ценой, чтобы ребенок не вытряхивал из родительского кошелька всю мелочь и не спрашивал у гостей, есть ли у них с собой пятачки. И при этом ребенок должен чувствовать себя хозяином копилки, родителям не следует забирать у него деньги без согласия».

Если ребенок потерял деньги, нужно с ним поговорить. Важно в такой ситуации не обвинять ребенка, а выяснить, какие выводы он сделал, как можно исправить ситуацию, нужна ли ему помощь.

Когда вы обнаружили у ребенка деньги, о происхождении которых вам ничего не известно, спросите. Если говорит, что нашел, – доверяйте. Если сомневаетесь, обратитесь к психологу. Но не показывайте, что не доверяете. Это обижает детей.

«Если родители задаются вопросом, как лучше давать ребенку деньги на карманные расходы: каждый день или на неделю вперед, чтобы учился рассчитывать свои предстоящие расходы, предлагаю спросить у ребенка, - советует психолог. - Пусть он сам подумает и решит, как ему будет удобно. Проговорите все «за» и «против» обоих вариантов. Ребенок может ошибаться, делать разные попытки, пробовать по очереди оба варианта».

Для чего вообще ребенку карманные деньги. Когда у него есть хотя бы незначительная сумма, которой он может распоряжаться по своему усмотрению, у него формируется навык выбора, на что потратить, и получения удовольствия от этого выбора. У него появляется навык распределять деньги раньше, чем он начнет их зарабатывать.

Для чего вообще ребенку карманные деньги. Когда у него есть хотя бы незначительная сумма, которой он может распоряжаться по своему усмотрению, у него формируется навык выбора, на что потратить, и получения удовольствия от этого выбора. У него появляется навык распределять деньги раньше, чем он начнет их зарабатывать.

Для детей очень важно, чтобы родители доверяли. Деньги – прекрасный инструмент, позволяющий показать это.