Спасение - в старых коллекциях. Как работают в кризис продавцы одежды

Алексей Витвицкий / АиФ

С началом весны женщины задумались об обновлении гардероба. Но в этом сезоне активный шоппинг становится доступен не всем. Из-за постоянно растущего курса доллара цены увеличились даже на традиционно недорогие китайские вещи (не говоря уже об одежде европейских брендов), а после конфликта с Турцией текстиль этой страны все реже встречается на полках кубанских магазинов.

   
   

Старые модели под видом новых коллекций

В краснодарском магазине, специализирующемся на ярком молодежном трикотаже, покупателей много даже в будний день. И ясно, почему: на вещи из старой коллекции действуют скидки до 70%. Однако продавец Анна по секрету рассказывает, что в числе весенне-летних моделей этого года присутствуют вещи сезона 2015.

«Некоторые модели мужских джинсов и женских блузок знакомы мне с прошлого года. Их цены стали выше, чем прошлой весной», - говорит девушка.  

Держать цены на прежнем уровне владельцам магазинов пока удается, во многом потому, что в продаже - вещи из старых коллекций. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

В торговой точке другой крупной сети распродажа уже закончилась. Здесь, по словам товароведа Артема, представлены вещи только из новой коллекции.

«Все джинсовые и трикотажные вещи, а также куртки поступили в продажу несколько недель назад. По сравнению с осенне-зимним ассортиментом, цены на новые модели стали выше. Но это не только у нас, сейчас во всех магазинах так, - делится молодой человек. – Кстати, во время распродажи вещи стоили не очень дорого. Чтобы приобрести куртку, нужно было заплатить от 1 500 до 3 000 рублей, а трикотажные вещей дороже 1 300 рублей у нас не было».

Покупать дорого, растаможить невозможно

Индивидуальные предприниматели, которые зарабатывают на жизнь, продавая одежду турецкого производства, сегодня переживают не самые лучшие времена.

Небольшой магазин с женской одеждой Наталья открыла на одной из центральных улиц Краснодара восемь лет назад. Несколько раз в год женщина летала в Турцию за товаром. Последний раз побывать у своих поставщиков ей удалось всего за неделю до инцидента с российским СУ-24.

   
   

«Мне просто повезло, что я успела закупить достаточный объем осенне-зимней одежды. Именно этот ассортимент я предлагаю своим покупательницам уже несколько месяцев», - рассказывает Наталья.

Турецкой одежды на прилавках кубанских магазинов все меньше, потому что везти товар из соседней страны стало невыгодно по нескольким причинам.Фото: АиФ/ Яна Топоркова

Женщина рассказывает, что полететь за товаром в Турцию не запрещено, но краснодарские коммерсанты избегают этого по нескольким причинам. Во-первых, цены, которые из-за курса иностранных валют начали кусаться еще в 2014 году, продолжили расти в 2015, а в 2016 и вовсе стали недоступны для многих предпринимателей. Во-вторых, со слов Наталья, слухи о том, что на таможне задерживают товар, который кубанские торговцы везут с турецких фабрик и рынков, вовсе не слухи.

«Из-за этого многие мои знакомые отказались от многолетнего сотрудничества со своими поставщиками. Представьте себе ситуацию: мало того, что курс доллара устанавливает просто огромные рублевые цены на товар, появляется масса проблем на таможне!» - возмущается продавец.

Женщина рассказывает, что сейчас в Россию не запрещен ввоз личных товаров, купленных в Турции, общим весом не более 10 килограммов.

«Один килограмм одежды – это примерно 1-2 кофточки. Такими скудными партиями я свой магазин не заполню», - говорит Наталья.

Предприниматель не исключает, что торговую точку придется закрыть. Продажи сильно упали, стоимость женских платьев, свитеров, брюк и кофт приходится сильно снижать.

«На платья, которые не продались в прошлом году, я высоких цен не назначаю. Они стоят по 1 200-1 500 рублей. Вещи, которые я привезла в ноябре 2015-го, дороже - от 2 000 до 3 500 рублей», - рассказывает продавец. 

«Не повышаю цены, чтобы не напугать покупателей»

Немного ниже цены на ассортимент женской и мужской одежды на краснодарских рынках. Разговорчивая продавщица Нина рассказывает, что не повышает цены на свой товар, чтобы не отпугивать покупателей.

«В начале 2015-го я заказала из Китая оптовую партию платьев, брюк, блузок и свитеров. Естественно, все вещи продать мне не удалось, они остались у меня в продаже на этот год. Их закупочные цены относительно цен сегодняшних невысоки. Поэтому и розничная стоимость остается вполне приемлемой для нашего покупателя», - делится своими расчетами предприниматель.

В магазине у Нины платье стоит от 1 000 до 1 500 рублей, женские кофты и свитера – от 700 до 1 200 рублей, брюки от 1 300 до 2 000 рублей.

«Сотрудничество с Турцией было для нас спасением»

Не лучше обстоят дела и у крупных швейных предприятий Кубани. Марина Дударева, руководитель маркетинга и оптовых продаж одной из ведущих региональных фабрик, рассказывает, что в конце 2015 года их компании пришлось в срочном порядке расторгать договоры с турецкими поставщиками и договариваться о взаимодействии с российскими текстильщиками.

«Раньше сотрудничество с турецкими текстильными предприятиями было для нас спасением. Мы не могли себе позволить покупать ткани в Европе из-за высокого курса евро, а качество российских тканей не считали приемлемым для своих изделий. С турецкими импортерами работать было комфортно: расчеты производились в долларах, что значительно снижало стоимость полотен, а качество турецкой поливискозы и сорочечных тканей полностью соответствовало как нашим требованиями, так и пожеланиям наших клиентов», - рассказывает Марина.

По мнению специалиста, в ближайшее время снижения цен на одежду, которую шьют российские фабрики, не будет, а вот подорожания изделий стоит ожидать.

«Закупочные цены на текстиль растут постоянно, и любая отечественная фабрика также будет увеличивать цены на свою продукцию», - комментирует Марина.

Текстильщиков просят не отчаиваться

Профессионалы текстильной промышленности России соглашаются, что в последние годы швейным предприятиям существовать стало сложнее. Но, тем не менее, своих коллег они призывают не отчаиваться, а искать новые возможности развития. Президент Ассоциации текстильщиков России Шамхал Ильдаров утверждает, что нет ничего более надежного, чем отечественная продукция, созданная руками российских специалистов.

«Бесспорно, что такие факторы, как напряжение в торгово-экономических отношениях с Турцией и рост иностранной валюты, нарушили планы абсолютно всех российских коммерсантов, которые работали с иностранным текстилем. Но эти перемены открыли перед ними перспективы развития. Юг России – это территория, где есть все возможности для существования и процветания текстильного и швейного производства. Краснодарский край, Республика Адыгея, Ростовская область, Ставропольский край – это инвестиционно-привлекательные регионы, мягкий климат которых способствует скорой организации производства, а высокая плотность населения всегда обеспечит рабочие руки», - считает Шамхал Ильдаров.  

Колготки из Белореченска

И его словам есть подтверждение. В прошлом году на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» было принято решение о том, что в течение ближайших трех лет в регионе должно начать работу собственное производство чулочно-носочных изделий, которое до этого на Кубани отсутствовало.

Завод, который будет выпускать колготки, носки, гетры, чулки, гольфы и последники, будет работать в городе Белореченск. Мощность производства на начальном этапе составит порядка 600 тысяч пар в год.

«Открытие этого завода – пример решения актуального для российской легкой промышленности вопроса импортозамещения в масштабах одного региона. И это  только первые шаги в переориентации потребления на продукцию собственного производства на Кубани», - считает исполняющий обязанности руководителя Департамента легкой промышленности Краснодарского края Иван Куликов.

Легкой промышленности в России традиционно уделяли мало внимания, но, возможно, именно сейчас наступил самый удобный момент это изменить. А пока модницам можно посоветовать только одно: не гнаться за дизайнерскими новинками.