Краснодар, 30 мая – «АиФ-Юг». У краснодарского Нового театра кукол в этом году двойной юбилей. 20 лет самому театру и 65 лет его художественному руководителю Анатолию Тучкову.
Видимо, эйфория праздников и подвигла худрука взяться за сложнейший материал – «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта.
К тому, что Новый театр существует сугубо в семейном режиме, как-то все привыкли.
Сам Анатолий Семенович – художественный руководитель, директор и актер. Его супруга, актриса Екатерина Кучеренко, еще и заведующая труппой. Дочь Юлия Тучкова – художник и тоже актриса.
Можно догадаться, что все эти посты и должности существуют совсем не на общественных началах.
По рассказам артистов, в театре семейный клан диктует правила игры и поведения.
Посмела как-то заведующая литературной частью высказать свое мнение, так чуть не была выдворена с работы. А то, что ее унижают и выгоняют с репетиций, стало вообще делом привычным.
Но речь сейчас пойдет не о персоналиях, а о спектакле и ситуации, в которой новокукольный коллектив пребывает много лет.
«Живой план» бенефициантки
Все эти годы мы только и слышим от Анатолия Тучкова жалобы на всех уровнях о его затравленности, униженности и бедности. Даже министр культуры края Наталья Пугачева, не выдержав очередного потока «слез», была вынуждена публично обратить внимание худрука на уровень зарплат как его самого, так и домочадцев, заметив, что повышать благосостояние труппы надо, начиная с урезания собственных доходов.
Семейной артелью сейчас никого не удивишь, в принципе, это можно и простить, если продукт выдается качественный. Здесь же, увы, спектакли идут порой в непозволительно удручающем виде.
Старые постановки слегка перелицовываются и выдаются за премьерные, как в случае с «Питером Пэном».
В результате мизерный зал в 88 мест заполняется с превеликим трудом и в кассу за лишним билетиком очередь не стоит. Естественно, возникает вопрос: для кого и для чего нужны такие спектакли?
Случай с «Визитом старой дамы» всех просто поверг в шок. «Куклы» со своей крохотной сценой и, что греха таить, скромными актерскими возможностями вдруг взялись за материал, откровенно неподъемный для себя.
Не каждый даже драматический коллектив может осилить Дюрренматта, эту многоплановую литературную махину.
Но, видимо, кому-то очень хотелось устроить себе бенефис. Хотя ходить далеко не будем: «Дама» бралась на исполнительницу главной роли Екатерину Кучеренко. Именно она должна была стать тем ударным снарядом, который бы выстрелил без промаха. В спектакле все заточено под актрису, все для нее и ради нее.
И артистка нам показала свою Клару Цаханассьян так, как она ее понимает. Но то, что Кучеренко этот многофигурный образ ни физически, ни психофизически, на наш взгляд, не подвластен, кажется, режиссер не обнаружил.
Здесь обнажилось сразу все – ущербная дикция, утиная пластика, пренебрежение к партнерам по сцене и полное непонимание самого материала.
Не будучи драматической актрисой, Е. Кучеренко, скорее всего, не знает законов этого жанра. И весь ее «живой план» сводился к мелодраматизму латиноамериканского сериала.
Чувство жанра вообще отсутствует у заведующей труппой театра, переход от иронии к фарсу, от драмы к трагедии никак не обозначался.
Финальный монолог актрисы, после которого главный герой Илл в добросовестном исполнении Андрея Сидорова был убит горожанами, вовсе не прозвучал. А ведь героиня, обещая миллиард городу за голову предавшего ее в молодости возлюбленного, из которого она была сорок лет назад изгнана нищей и беременной и куда она вернулась баснословно богатой, считает, что свершает правосудие.
Скорее, Цаханассьян мстила этому городишку, так как Илла любила по-прежнему.
Клара – этакий Монте-Кристо, но у Дюрренматта «Визит старой дамы» не приключенческий роман, а трагикомедия, притча. А как раз притчевости и не хватило спектаклю, впрочем, как и заявленного трагифарса.
Халтура от души
Особо хочется сказать о работе художника-постановщика Юлии Тучковой. Мне кажется, что Вишняковский рынок, находящийся напротив, полностью пропитал стены театра.
Парад и фейерверк безвкусицы, который мы увидели, зашкалили до немыслимых пределов.
Сама героиня была одета, словно клоунесса из захудалого шапито. А кислотно-красно-оранжевый парик, еще и увенчанный черным венком, кричаще-вульгарные с золотой отделкой пеньюары, кажется, могут поспорить с откровенным гардеробом из третьесортных фильмов ужасов.
Возможно, художник претендовал на эстетику сюрреализма, но настоящий сюр есть тончайшая вкусовая материя и невероятный полет фантазии. Куклы, изображающие жителей города Гюллена, больше напомнили фрик-шоу.
Вот только на сцене уродливость тоже должна иметь свою эстетику и стиль.
В спектакле мы увидели и манекен, приобретенный в магазине, и тележки из супермаркета – одним словом, полный набор претенциозности и дурновкусия.
Поезда РЖД и «Сапсаны», двигающиеся на экранах, актеры, принужденные петь и маршировать, вокальные номера невпопад, финальный плач скрипки на поэзию Юлии Тучковой, невразумительный режиссерский рисунок, проглоченные жуткой теснотой мизансцены, отсутствие внятного финала – все это довершает печальную картину нового полотна.
Надо полагать, что на спектакль были брошены все интеллектуальные и художественные силы и что «Визит старой дамы» должен был стать апофеозом семейного творчества.
Однако чуда не произошло, и за самонадеянность семейного трио театр поплатился небывалым провалом.
Понятно, постоянного высокого парения не бывает, любой художник подвержен взлетам и падениям, но в данном случае мы имеем дело не с творцами и даже не с ремесленниками. Налицо низкопробная халтура, сделанная от души.
Кстати, обсуждение за чашкой чая, которое должно было состояться после спектакля, не случилось, так как журналисты и критики бежали из театра, словно ошпаренные. Подобного единодушия братьев по перу я что-то не помню на своем веку.
Увы, таков сегодня уровень краснодарского Нового театра и с таким плачевным результатом он отмечает свои юбилеи.
Возможно, городским «куклам» с их камерной атмосферой стоит вернуться к освоению детско-юношеского репертуара, постановке спектаклей для юного зрителя и работать для публики, а не ради удовлетворения своих амбиций и комплексов…
Только вот ставить для детей бывает еще сложнее, чем для нас, взрослых.
Александр Геннадьев Журналист, театральный критик |
Смотрите также:
- Пришел, поставил, ужаснулся! Ложное движение кубанской Мельпомены →
- Турецкий «гамбит» Алексея Ларичева →
- «Чудаки», или Пианино в кустах →