«Театр должен быть домом». Актриса Вера Великанова – о публике и интригах

20 ноября в Краснодаре состоится бенефис заслуженной артистки России Веры Великановой. Билеты на спектакль «Ханума», в котором она исполняет главную роль, давно раскуплены. Еще бы, эту актрису краснодарский зритель давно любит и ждет. Особенно сейчас, когда Вера Григорьевна вернулась на сцену после большого перерыва.

   
   

Династия

Вера Великанова (в девичестве - Стругач) из актерской семьи. Ее родители служили в Ростовском театре. Мама - основная героиня, отец - характерный артист, впоследствии  ставший директором театра Ростовского драмы. Вера росла за кулисами, но на сцену родители ее не пускали.

«Они мечтали, чтобы я стала переводчиком, - рассказывает Вера Великанова. - Пытались до меня донести, что профессия артиста очень зависимая. Чтобы получить какое-то удовлетворение от работы, нужно быть либо блестящей актрисой, либо выйти замуж за режиссера. Честно говоря, тогда я эти разговоры даже не воспринимала, так как актерская карьера, как мне казалось, меня не интересовала.  Но когда я окончила школу и настала пора определяться с будущим, вдруг испугалась - неужели я больше не увижу кулис, не буду чувствовать этот особый запах сцены… И прямиком направилась в театральное училище. Разумеется, втайне от родителей.

Уже когда прошла все туры, один из преподавателей обратил внимание на мою фамилию: «А кем вы приходитесь  директору театра Стругачу?»  Узнав, что я его дочь, решил его поздравить. Какой скандал папа закатил сотрудникам училища за то, что они меня приняли, вы не представляете! Грозился никогда больше не давать им костюмы, какое-то время не разговаривал с ними. А все потому, что боялся за мое будущее. Впоследствии, конечно же, и мама, и папа с моим выбором смирились. Они поняли, что я в профессии счастлива».

Краснодар шокировал…

Когда Вера заканчивала училище, на просмотр дипломных работ в Ростов-на-Дону приехал  режиссер Краснодарского театра драмы. Молодая актриса, которую в училище давно признали творческим лидером курса, ему понравилась, и он пригласил ее на Кубань.

«Конечно же, я согласилась, - вспоминает Вера Григорьевна. – Но, приехав сюда, слегка испугалась. Представьте себе, всю жизнь я прожила в огромном промышленном Ростове-на-Дону. Жили мы в центре. А тут… Заезжаем в Краснодар на улицу Седина - почти самый центр. И перед моими глазами предстает такая картина: вокруг одноэтажные домики и хатки. А по улице какая-то  женщина гонит коз! Думаю, что за деревня! Не скрою, мне тут же захотелось развернуться и поехать домой. Доехала до вокзала, а там меня встречал директор театра  на черной «Волге». Я слегка передохнула и подумала: «Может, не все так плохо?». Он привез в театр. И снова разочарование - так мне не понравилось здание.

   
   

Но мои впечатления изменились уже на следующий день. Это было 27 марта - отмечали День театра. Я попала на настоящий праздник! Помню, как потом взахлеб рассказывала маме: «Представляешь, там артисты как семья, люди в театре чувствуют себя как дома. Эта атмосфера абсолютного единения, вне зависимости от того, кто ты - артист, осветитель, художник». Меня так закрутила театральная жизнь, что очень скоро Краснодар стал мне родным городом».

И стал родным

В Краснодарском театре драмы Вера Великанова служит вот уже 28 лет. Но был момент, когда она ушла из театра. Тогда актриса заявила, что он перестал быть для нее домом.

«Творческий процесс нельзя загонять в рамки, - говорит актриса. Мы же в театре почти жили. Наизусть знали роли всех артистов, потому что нам все было небезразлично. Здесь всегда царила атмосфера добра, любви и взаимоподдержки. Конечно, случались и конфликты. Но это были рабочие моменты. Все изменилось, когда к нам пришел новый руководитель. Мы перестали быть труппой, вдруг стали актерским персоналом. Нам сообщили, что дом там, где мы прописаны, а это предприятие. Начались какие-то интриги.

Наш предыдущий руководитель Рудольф Кушнарев был особо озадачен тем, чтобы в театре был свежий воздух. Чтобы все артисты были заняты. Не в одном спектакле, так в другом. Тогда мы чувствовали, что нужны и востребованы. И вдруг все это исчезло. Начался жуткий прессинг. А прессинг всегда подразумевает развал. Когда я стала ощущать «трещины» в себе, решила уйти.

Должен быть энергетический обмен между артистом и залом. А мне перестало нравится то, что я делаю. Как я могла обманывать зрителей, которых так люблю, с которыми на протяжении почти трех десятков лет разговаривала со сцены?!

Но, слава Богу, сейчас все разрешилось, и я вернулась».

Блиц опрос:

«АиФ-Юг», Фатима Шеуджен: Вы чувствуете себя звездой?

Вера Великанова: Мы были как-то на гастролях в Питере, и там ребята, которые играют известном сериале «Улицы разбитых фонарей», говорят: «Великанова, так в театре прима?» Я только отшутилась: «Да, я прима Дона и Кубани!»

- Краснодар - театральный город?

- Наша публика очень честная: если ей нравится, смотрит, если нет - она встает и выходит.

Вера Великанова вернулась на сцену краснодарского театра. Фото: пресс-служба Краснодарского государственного академического театра Драмы имени Горького

- Чего хочет современная публика?

- Люди хотят испытать катарсис. Публика не любит тепленькое, серое - она любит либо холодное, либо горячее. Но спектакль надо уметь подавать. Есть система Станиславского, по которой учится весь мир. Все лучшие труппы мира занимаются с русскими репетиторами. Мы же плюнули на это и начали эпатировать тем, от чего другие уже давно отказались.

Что интересного в том, что на сцену выходит голый Гамлет? Я не ханжа. Но в чем смысл такой постановки? У меня есть один друг, который со мной как-то поделился впечатлениями: «Раньше мы ходили в театр, и артисты  давали нам возможность понимать, как надо жить, как любить, как ненавидеть, как бороться за себя. Сейчас этого нет, и я перестал ходить в театр». Очень хочется надеяться, что он вернется. Ведь это не вина артиста.

Нас когда-то называли коллекционной труппой. А сейчас у нас роли мужчин  от 35 до 50 лет играть некому. Потому что труппой давно никто не занимался. Ее нужно формировать, должна быть преемственность поколений.

-  Как вам видится перспектива нынешнего театра, который почему-то долгое время существует без творческого лидера?

- Да, сегодня у нас нет ни главного режиссера или художественного руководителя, нет художника. Академический театр долго находится в столь опасном положении. Правда, вот сейчас столичный режиссер Вадим Данцигер поставил прекрасный спектакль «Один день из жизни города М.» по повести Достоевского «Дядюшкин сон». Поставил замечательно, а ведь Федор Михайлович всегда очень сложный, даже опасный материал. Но постановщик нашел и ход, и форму, которые будут интересны зрителю любого возраста и направленности.

Вот вам и творческий лидер! Профи с большой буквы, человек очень театральный, который знает, что театру в этой ситуации нужно. Хочется поблагодарить руководство министерства культуры, пригласившего его к нам. Хочется надеяться, что это приглашение было неслучайно и работа с этим режиссером у нас продолжится.