Одна из установок могла бы стать незаменимой в работе МЧС. Разработчик уверен, если бы к нему всерьез прислушались министерства и ведомства, крупных лесных пожаров в России удалось бы избежать.
О науке, технике и кремлевских пайках состоялся разговор с кубанским Кулибиным 72-летним изобретателем Левон Мкртчян в пресс-центре «АиФ-Юг».
Фокусы физики
- Буквально на днях Виктор Зубков отругал чиновников за низкую готовность к пожароопасному сезону. Чтобы прошлогодняя трагедия не повторилась, на закупку лесопожарной техники регионам выделяют 5 млрд. рублей. А вы утверждаете, что все гораздо проще - стихию можно победить… электричеством!
- Давайте вспомним, что происходило прошлым летом в России. Огнем охватило десятки тысяч гектар. Спасатели подгоняли технику, авиацию, рыли огромные траншеи. Пока они копались, все сгорело! Это неблагодарная работа.
Проще вместо огнетушителей и сложной техники было бы использовать высоковольтный генератор. На горящий участок положить два электрода в виде простой сетки рабицы. И зарядить их током. На этом отрезке огонь мгновенно исчезнет. Что произойдет? Объясню на пальцах. Все мы знаем из учебников физики, почему происходит возгорание, но очень сложно объяснить, за счет чего эта раскаленная масса горит беспрерывно.
Вокруг пламени возникает плазма, некий ореол, без которого она потухнет. Вот с этой «оболочкой» экспериментирую уже 12 лет. И если ее зарядить определенным способом, то пламя можно «развернуть» вниз: очаг возгорания «оголится», пожар локализуется. Вся эта процедура занимает секунды.
- Левон Оганезович, если все так элементарно, почему вашим опытом не заинтересовалась ученые?
- Поймите, речь ведь не идет о каком-то глобальном открытии. Все объясняется обычными законами физики. Проблема в другом – в нежелании властей вникнуть в то, что предлагают изобретатели. В прошлом году, когда центр страны полыхал, отправил письмо в ведомство Шойгу. Подробно расписал свой метод. В ответе читаю: дескать, у нас и без вас хватает ученых. Набрался терпения, написал еще раз, все обосновал. А меня снова тактично послали подальше: мол, использовать вашу методику невозможно.
Есть несколько правительственных ответов о том, что мои предложения направлены в такое-то министерство, в такой-то отдел… Я не раз демонстрировал опыты ученым из разных уголков страны, которые приезжают ко мне целыми делегациями. Одни снимают на камеру, пытаются потом воспроизвести нечто подобное в своих лабораториях. Другие относятся к происходящему как к цирку, называя меня фокусником. А ведь живи где-нибудь в Америке, безбедная старость мне была бы обеспечена. Там за изобретения готовы платить. А у нас порой даже нет смысла их патентовать.
Есть у меня одна разработка относительно отходов нефтяного производства. Объявился спонсор, наобещал золотые горы. Кончилось тем, что я последние деньги потратил на оформление документов, а этот человек исчез.
Дядя честных правил
- В свое время ваши изобретения гремели на всю страну…
- Мне было 12 лет, когда сосед - генерал советской армии - предложил сконструировать специальную падающую мишень. «Пацан смышленый, у тебя получится» - подзадорил меня. Вместе мы возились в уличной мастерской. Результат превзошел все ожидания. На всесоюзном конкурсе изобретателей заняли первое место, а плод наших стараний забрали для армейских нужд. В 25 лет, когда пришел на один из столичных заводов, меня едва взяли рабочим. Весил тогда 46 кг, считали слишком «дохлым».
А когда представил руководству макет устройства по сбору и утилизации отходов химических производств, тут же повысили до инженера. Разработку эту внедряли по всему союзу. Вскоре вызвали в КГБ и поручили строительство одного блочного автоматизированного завода с программным управлением. А уже в 27 работал главным конструктором ведущего ядерного центра страны.
Тяга к изобретениям, собственно, и предопределила дальнейшую судьбу. Вплоть до пенсии занимал руководящие посты. В наше время, когда кругом нужны связи, взятки, вряд ли жизнь обычного мальчишки станет развиваться по такому сценарию.
- Да, но у вас тоже была поддержка. Правда, что кто-то из близких родственников занимал должность в
Кремле?
- Родной брат отца какое-то время работал в подчинении Лаврентия Берии. Помнится, нередко приглашал нас на служебную дачу в Подмосковье, где собиралась кремлевская элита. Мне, пацану, до этих важных дяденек не было дела. Куда большее впечатление производил телевизор, который впервые довелось здесь посмотреть. Или красивый правительственный «ЗИС 110», на нем мы ездили на специальный склад, где автомобиль загружали правительственными пайками.
И как ни странно, но как раз дядя и не сыграл в моей судьбе решающей роли. Отец не раз обращался к нему: «Леньку бы моего пристроить», на что получал жесткий ответ: «Чтоб по этим вопросам ты меня никогда не беспокоил». Дядя был коммунистом до мозга костей. Когда ему дали громадную квартиру, он обменял ее на двухкомнатную: мне столько не надо, не имею права! А когда его хоронили, отцу пришлось купить ему новую каракулевую шапку, так как свою он поизносил.
- Сейчас вы живете также скромно?
- У нас странное государство. Всю жизнь человек работал на благо страны, строил заводы, внедрял идеи, а старость вынужден доживать в нищете. Пенсию мне назначили такую же, как у обычного вахтера.
- У вас столько интересного материала, который мог бы пригодиться студентам вузов...
- Талмуды моих трудов, содержащих описания опытов, экспериментов, пылятся дома на полках. Предлагал их университетам, но там своя программа. Разве что кто-то из студентов сам вызовется покопаться в этих архивах и найти для себя что-то принципиально новое и важное.
ДОСЬЕ
Мкртчян Левон Оганезович, родился 30 марта 1939 г. в Тбилиси. Окончил физико-математический факультет Тбилисского госуниверситета, Московский технологический институт пищевой промышленности по специальности «Машины и аппараты пищевых и химических производств». Изобретатель СССР. Живет в Краснодаре. Женат, воспитал двух дочерей.
Смотрите также:
- «Бумажное изобретательство». Почему в России сложно внедрять технологии →
- «Профессия из прошлого». Мастер о ремесле кузнеца в XXI веке →
- Список вещей, которые необходимо успеть сделать до 30 лет →