В мае в Краснодарской краевой клинической больнице № 1 прошла сотая операция с помощью робота да Винчи. Такой робот применяется в краснодарской хирургии с декабря 2014. Претензий к нему нет, работает он исправно, поэтому новые и новые операции назначаются пациентам постоянно.
Рядовая операция
Сегодня операцию с помощью да Винчи проведет хирург Владимир Медведев. Он один из первых стоял у истоков развития эндоскопической хирургии, а с роботической познакомился два года назад. Говорит, что многие врачи не доверяли новой технологии и не считали, что робот способен сделать операцию лучше человека.
«А время показало, что после операции с помощью да Винчи процесс восстановления пациента уменьшается, – рассказывает хирург. – Все потому что разрезы, сделанные да Винчи, очень маленькие — их величина не превышает одного сантиметра. Данный тип оперативного вмешательства называется малотравматичным. Это дает огромные преимущества за счет сокращения травмирования тканей. Для пациента период восстановления после операции сокращается – уже через несколько часов больной может ходить и ухаживать за собой, а срок госпитализации сокращается. Благодаря столь тонкой и ювелирной работе снижается риск инфекций и послеоперационных осложнений».
Недавно Владимир Медведев вернулся с всемирного конгресса по роботической хирургии в Стамбуле. Там обсуждали процесс восстановления пациентов, досконально изучали карты разных больных и сделали вывод о том, что он с каждым годом уменьшается.
«В Америке, например, где был изобретен да Винчи, и первая операция прошла в 2001 году, а клинические испытания начались еще в 1983-м, пациент после роботической операции выписывается уже на следующий день. У нас на седьмые сутки, и это еще зависит от того, где живет пациент: если в Краснодаре, то я отпущу его через неделю, если же где-то в крае, то только при наличии положительной динамики. Мы в роботической хирургии только полгода. Согласитесь, опыт Америки опережает нас лет на 20. Там операция на да Винчи – рядовая. Их делают на сердце, легких, пищеводе, в гинекологии, проктологии, урологии, нейрохирургии. В штатах установлено около 5 тысяч аппаратов, для сравнения у нас всего – 25».
Как работает да Винчи
Владимир Медведев провожает журналистов в операционную.
Надеваем стерильные халаты, шапочки и бахилы. Врач не моет руки с мылом, как при обычной операции, а лишь ополаскивает.
«Да Винчи, который вы сегодня увидите, – это робот третьего поколения. Думается, не последний. Он менее громоздкий, чем первый. И более совершенный. Пройдет время и роботов станет больше, и мы догоним Америку», – рассказывает Владимир и садится за пульт управления да Винчи.
«Я буду работать на аппарате – управлять им. У операционного стола стоит мой ассистент и операционная медсестра. Они помогают, когда нужно поправить аппарат, установить клипсы, отсосы – в общем, контролировать процесс. Также в операционной постоянно присутствует врач-анестезилог – он следит за показателями состояния пациента».
Аппарат состоит из двух блоков: один предназначен для оператора, второй выполняет роль хирурга. Перед операцией робота программируют – это позволяет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором. Но робот да Винчи не проводит операцию сам, все происходит только по команде врача. Владимир управляет да Винчи с помощью двух рук. При этом он смотрит на экран, внешне напоминающий микроскоп. Этот экран дает возможность Владимиру видеть оперируемый участок в режиме 3D с 10-кратным увеличением.
Владимир использует специальные джойстики, чтобы управлять инструментами. С помощью двух джойстиков со сверхчувствительными механизмами он с определенной скоростью дает команды роботу, и «руки-манипуляторы» с хирургическими инструментами копируют и воспроизводят движения его кистей и пальцев.
«В режиме реального времени этот робот копирует каждое мое движение, – говорит Владимир. – У робота да Винчи 4 манипулятора, это почти то же самое, как если бы у меня было 4 руки. Работа может проводиться и без ассистента. Манипуляторы имеют 7 степеней свободы и способны изгибаться и поворачиваться в разные стороны на 90 градусов. Они позволяют максимально точно управлять движением, не повреждая нервные ветви и сосуды, чего не могут сделать руки хирурга».
Кстати, хирург может находиться до 30 метров от самого аппарата и с такого расстояния проводить операцию. Были операции и в разных странах: робот – в одной стране, а хирург – в другой.
«Внезапно мог пропасть сигнал, и как раз в это время начиналось кровотечение. Так что они не увенчались успехом», – говорит Владимир об операциях, совершенных на большом расстоянии.
Операция продлится три часа, нам не разрешают присутствовать на ней более пятнадцати минут, так как отвлекаем врачей.
Не хватает денег и кадров
Врачи говорят, что пока да Винчи в России мало – 25, потому что нашей медицине не хватает финансирования, а инструменты дорогостоящие. Одна операция обходится больнице примерно в 200 тысяч рублей, но для пациентов она бесплатна. Очередь на подобные операции большая.
Но проблема не только в финансировании – не хватает хирургов-профессионалов.
По словам Владимира Медведева, все новое всегда кажется непонятным, пока не пройдет достаточно времени, не наработаются навыки, не усовершенствуются аппараты. Но то, что да Винчи – это прекрасное изобретение, очевидно.
«Преимущество аппарата еще и в том, что у него нет настроения. Он делает все четко, без эмоций», – улыбается Владимир.
Кстати, название да Винчи – всемирное, а Владимир Медведев шутливо призывает наших читателей придумать местное, родное имя их аппарату.