Подопытный двойник человека. Зоопсихолог о том, что даст изучение приматов

Учёный из Сочи Алексей Аникаев десять лет занимается исследованием когнитивных способностей обезьян, выясняет, могут ли они познавать мир. Что это даст человеку, насколько умны приматы и есть ли у них сознание, зоопсихолог рассказал «АиФ-Юг».

   
   

Искры разума в глазах брата

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Алексей, вспомните, как вы начали изучать обезьян?

Зоопсихолог, научный сотрудник лаборатории биологии приматов Научно-исследовательского института медицинской приматологии РАМН. Фото: Из личного архива/ Алексей Аникаев

Алексей Аникаев: Меня животные интересовали всегда, поэтому, когда пришло время выбирать профессию, я остановился на ветеринарии. Поступить в Краснодар не получилось, но оказалось, что в Сочи есть факультет физиологии. Поступил на него, получается, от безысходности. А находился факультет на базе НИИ приматологии. К третьему курсу узнал о такой науке, как зоопсихология - и это было именно то, чем мне хотелось заниматься изначально. Я обратился к преподавателю специальности, могу ли писать диплом, учиться в аспирантуре - так уже десять лет занимаюсь изучением психики приматов.

- И приматология, и зоопсихология затрагивают обширные области. Расскажите, а чем конкретно занимаетесь?

- Сейчас мы работаем над способностью обучения у нескольких видов обезьян. Выделяем различные показатели: обученность, обучаемость, устойчивость навыка, формирование навыка различной степени сложности. Сравниваем, даём межвидовую характеристику приматов.

- А для чего это нужно?

- Обучение - одна из базовых когнитивных способностей. Наша глобальная работа заключается в том, чтобы набрать батарею различных методик и тестов, способных оценить уровень интеллекта в целом: памяти, пространственной ориентации и т.д. Но на данном этапе мы изучаем обучение.

   
   

- Что самое сложное в ваших экспериментах?

 - Как и в любой сфере науки, исследователь когнитивных способностей приматов сталкивается с множеством трудностей. Самая большая, пожалуй, найти контакт с животным, «уговорить» его выполнить задание, продемонстрировать свой уровень, дать хоть какой-то результат. И вот когда уже, казалось бы, всё - нет контакта, «брат-примат» приступает к задаче, решает её и смотрит на тебя, а в глазах искры разума. И ты понимаешь - это стоит того!

Споры о сознании

- То, что обезьяны способны учиться, может быть ещё одним доказательством эволюции?

- Зоопсихология, особенно когда дело касается приматов, тесно связана с эволюционной теорией. 50 лет назад считали, что между людьми и обезьянами колоссальная пропасть - близкими считали только шимпанзе, горилл, орангутангов. Сейчас всё больше изучают когнитивные способности макак, и, оказывается, пропасть не такая большая.

- Зоопсихология, наверняка, отличается от нашей человеческой…

- Конечно, хотя бы по той простой причине, что обезьяна не может рассказать, о чём думает. Но в целом у зоопсихологии можно выделить те же проблемы, что и в психологии - проблема интерпретации и терминологии. Взять вопрос сознания - невозможно определить, есть оно у животных только потому, что мы никак не можем прийти к единому пониманию, что такое сознание в принципе. Всё тут зависит от трактовки и интерпретации.

- То есть учёные ещё не пришли к выводу - действуют животные инстинктивно или осознанно?

- От инстинктов до сознания, есть, например, другие градации - мышление, например. И одни учёные признают наличие сознания у того или иного вида, другие сомневаются.

- Знаменитая горилла Коко выучила тысячу жестов языка глухонемых, понимала больше двух тысяч слов, и даже умела шутить - такое вообще возможно без сознания? Или это недоказанная история?

- Нет, это научно задокументированные факты, причём не единичные - есть ещё шимпанзе Канзи, который изучал язык-посредник (искусственный язык, разработанный в 1970-х годах Эрнстом фон Глазерсфельдом для обучения человекообразных обезьян. Для обозначения предметов и действий в нём используются непохожие на обозначаемые предметы символы, так называемые лексиграммы - прим. ред.). Методики обучения языкам-посредникам показывают наличие сознания, т.е. если примат учит язык, значит, можно признать, что он осознаёт. Вопрос: на каком уровне это происходит? Но помимо языка, как критерия, есть и другие факторы - отделение себя от других, самоузнавание в зеркале и т.д. Учёные признают наличие сознание у конкретной особи, но для науки нужна критическая масса достоверной статистики. А с такими «талантливыми» обезьянами проблема набрать большое количество достоверных фактов.

- Вы встречали у приматов невероятные проявления интеллекта?

- Я так давно этим занимаюсь, что меня ничего не удивляет. Если серьёзно, тем обезьянам, которых я изучаю, удивить меня не получалось. По крайней мере, с ходу в голову ничего не приходит. Недавно завершившийся этап нашей работы - мы изучали когнитивные способности 69 павианов гамадрилов. Было три навыка разной степени сложности, и только трое из 69 справились с самым трудным. Первому и второму без проблем обучились все.

Любые исследования новых препаратов, вирусов, процессов надо исследовать на обезьянах, потому что ближе них к человеку никого нет.

- Расскажите, что это за навыки?

- В первом навыке брали две ёмкости - чёрного и жёлтого цвета. Показывали приманку - обычно это кусок яблока. Потом закрывали животному обзор и клали приманку под чёрную ёмкость, расположенную, допустим, справа. Затем давали выбрать. После нескольких предъявлений - мы проделывали процедуру 50 раз - смотрели, когда обезьяна сразу направляется к чёрной ёмкости с правой стороны. Это самый простой вариант, потому что работают сразу два стимула - цвет и положение. Во втором навыке убираем цвет - под две ёмкости белого цвета кладём приманку всегда слева. В третьем навыке убираем положение - кусок яблока всегда лежит под синей ёмкостью, но она находится то справа, то слева. И на цвет выработался навык только у троих из 69.

Вожаки учатся хуже

- У приматов социальные роли распределены практически как у людей - есть свои вожаки, аутсайдеры. А кто из них лучше проявляет себя на тестах?

- У нас не было возможности объединить их, чтобы узнать статус. Мы брали их из разных групп и возвращали, не проверяя, социальное положение. Сейчас провели такую работу с макаками-резусами и зелёными мартышками - обучали их прямому и обратному навыку (переучивание) и как это связано с рангом в группе. У резусов есть зависимость - выходит, что лучше обучаются низко- и среднеранговые особи. А высокоранговые по каким-то причинам учатся хуже. Кроме показателя обучения смотрим ещё экспериментальную активность - как животное работает, откликается на эксперимент. И у высокоранговых особей был низкий уровень экспериментальной активности, соответственно, и результат обучения оказывался ниже.

- То есть это не говорит о том, что вожаки глупее, просто не хотят связываться с человеком?

- Там связи с человеком нет - мы наблюдаем результат через камеру, потому что животные у нас дикие, для них контакты с людьми - это стресс, они просто не будут работать.

- Человек - существо социальное, обезьяны – тоже. На ваш взгляд, могли мы эту иерархию позаимствовать у приматов?

- Чёткие социальные роли есть не только у приматов - у дельфинов, врановых птиц. У приматов разные модели социальной структуры и учёные спорят, какая из какой из них могла выйти наша. У макак-резусов матрилинейная система - высокий ранг передаётся по материнской линии. У павианов - патрилокальная, гаремная структура, где главный - определённый самец, вокруг него группа самок. Вопрос: какая из этих моделей могла предшествовать нашей? Среди учёных нет споров, от кого мы произошли - от обезьяны, это однозначно решено.

- Что может дать человечеству изучение обезьян?

- В первую очередь, как любят выражаться в нашем институте, обезьяна - это лабораторный двойник человека. Любые исследования новых препаратов, вирусов, процессов и т.д. надо исследовать на обезьянах, потому что ближе них к человеку никого нет. С точки зрения изучения когнитивных способностей получается обратное - если зоопсихологи докажут наличие сознания у макак-резусов, которых часто используют в лабораторных исследованиях, то это могут использовать борцы за права животных.

- Как вы воспринимаете обезьян - как братьев по разуму, лабораторных животных?

- При работе стараюсь не «переходить на личности» - для меня они просто объект исследования. Это легко делать, когда вокруг много приматов, нужно быстро провести эксперимент и готовить следующий.