Третьекурсник физико-математического факультета Кубанского госуниверситета Владислав Шишка – один из тех одаренных студентов, чьими руками будет коваться научно-техническое будущее России. Он победил в конкурсе Фонда содействия инновациям, получив грант в размере миллиона рублей на разработку уникального в своем роде подводного телеуправляемого робота для поиска и мониторинга загрязнений.
О причинах выбора своей специальности, особенностях учебы в университете, переменах в образовании и внеурочной жизни учащихся вуза в преддверии главного праздника всех российских студентов он рассказал корреспонденту «АиФ-Юг».
Дело техники
Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Владислав, почему вы выбрали техническую специальность и где хотите работать после окончания учебы?
Владислав Шишка: Я родился в Краснодаре и еще в седьмом классе начал заниматься робототехникой в городском кружке, никак не связанном со школой. Наверное, это семейное. У меня отец получил образование связиста, и я тоже решил связать свою жизнь с физикой, только выбрал другую специальность. Я учусь на третьем курсе физико-математического факультета Кубанского госуниверситета по направлению радиотехника. При поступлении оно показалось мне одним из самых перспективных, исходя из информации на сайте вуза, поэтому я выбрал именно его. В будущем я хочу заниматься инженерией или программированием, но о конкретном месте пока не задумывался. Сейчас я сосредоточен на учебе и работе над проектом, на который получил грант в размере одного миллиона рублей. Я занялся интересным делом и хочу развиваться именно в этом направлении.
– Расскажите поподробнее о проекте, на который получили грант.
– После поступления в университет я продолжил заниматься роботами в лаборатории робототехники и мехатроники КубГУ с ее сотрудником Кириллом Пузановским. Он помог мне с идеей проекта по разработке подводного телеуправляемого робота для поиска и мониторинга загрязнений, который будет иметь на своем борту систему для взятия различных проб воды и грунта с целью их дальнейшего анализа в лаборатории. В конце второго курса было принято решение попробовать получить грант. Я подал документы на конкурс по программе «Студенческий стартап», которую реализует Фонд содействия инновациям. Защита проходила в университете, где несколько технических специалистов смотрели презентации участников и задавали вопросы по реализации проекта, по его развитию через год, через несколько лет. Каждый из них отвечал за что-то свое и ставил баллы. В итоге я стал победителем.
– Почему вы решили делать именно подводного робота и как идет реализация проекта?
– В конкурсе было много категорий. Там были и дроны, и что-то связанное с медициной, с биотехникой. Я выбрал подводного робота, подпадающего под категорию «Судостроение и водный транспорт», по нескольким причинам. Таких проектов в нашем университете еще не было и мне показалось, что это достаточно интересно. Также этот проект очень актуален, потому что данная область в России пока слабо развита. А такого подводного робота, который может брать пробы воды и грунта, то есть позволяет упростить работу экологам и водолазам, у нас еще нет в принципе. На данном этапе разработка только начата. Сделан первый прототип герметичной колбы и заказаны остальные детали, которые я ожидаю. Когда их привезут, буду собирать дальше и также программировать своего робота. В конце лета или начале осени я должен представить первый прототип. Затем можно будет развивать этого робота, пробовать его продавать. Этим я и хотел бы заниматься.
Стало больше практики
– А много ли вообще студентов у вас занимаются подобными научными проектами?
– Например, в том же конкурсе «Студенческий стартап» выиграли двенадцать человек из нашего университета, двоих я знаю лично и могу кратко рассказать про их проекты. Один из них учится на четвертом курсе и разрабатывает медицинский контейнер для переноски. Также грант получил первокурсник магистратуры, занимающийся разработкой полетного контроллера для дронов. Еще трое знакомых студентов выиграли в другом конкурсе от Фонда содействия инновациям, который называется «Умник». Как мне кажется, в последнее время стало больше всяких конкурсов и грантов, в которых можно поучаствовать. В моей группе какой-либо научной деятельностью занимаются всего человек пять из двадцати семи. То есть большинство студентов стараются хорошо учиться и все делают по программе, но просто не участвуют в чем-то для своего развития сверх того, что требует от них вуз. А я по своей инициативе стал заниматься в лаборатории робототехники и мехатроники, потому что считаю такую практическую работу самой интересной, самой развивающей.
– Какие факторы сегодня влияют на интересы студентов, их успехи в учебе и практической работе?
– Мне кажется, в первую очередь нужно побольше преподавателей, которые горят своим предметом и стараются рассказать больше, чем заложено в учебном плане. По своему опыту я могу сказать, что молодые сотрудники объясняют все более понятно и заостряют внимание именно на том, что перспективно на данный момент. Все предметы, касающиеся программирования, у нас ведут как раз такие люди, которые нам все подробно рассказывают и показывают. Но молодых преподавателей достаточно мало. В целом же для учебы есть все необходимое, включая техническое оснащение, а в чем-то и с запасом. Нам поставляют новое оборудование, с которым даже приходится какое-то время разбираться, поскольку мы первые с ним работаем. Еще я считаю важным то, что у нас становится больше практических занятий за счет уменьшения количества часов на лекции. Преподаватели нам говорили, что меняются учебные планы, и часть материала вынесена на самостоятельное изучение.
– Налажена ли связь с производством, с предприятиями, которые заинтересованы в выпускниках?
– Наш факультет дает возможность проходить практику в разных местах и предлагает варианты трудоустройства. Полноценная практика нам предстоит только в конце треть его курса, но мы уже про ходили ознакомительную. Например, у кого-то она была на двух радиоизмерительных заводах в Краснодаре. Я знаю, что некоторые студенты нашего факультета поедут на практику в Курскую область, где строится атомная электростанция. К нам приезжали специалисты оттуда и рассказывали о своей работе. Также к нам приходили представители «Ростелекома» и предлагали трудоустройство в открывающемся филиале с новым направлением. Еще к нам приезжали представители военного инновационного технополиса «ЭРА», находящегося в Анапе. Туда можно попасть для прохождения срочной службы в научной роте. Многим стало интересно, и я думаю, что все вспомнят про это, когда придет время служить.
После занятий
– Как вообще живут современные студенты, чем занимаются в свободное время, где подрабатывают?
– Конечно, тут все зависит от каждого конкретного человека. За всех я сказать не могу, но знаю, что большое число студентов нашего факультета подрабатывают репетиторством. Они занимаются со школьниками физикой, математикой, помогают им готовиться к ЕГЭ и ОГЭ. При этом многие у нас получают стипендии, размер которых отличается в зависимости от заслуг. У меня пока обычная вузовская стипендия в районе двух тысяч рублей, но есть шанс заработать повышенную после этой сессии. Что касается отдыха, то у нас почти на всех праздниках проходят различные мероприятия и выступления в актовом зале университета. Кто-то играет на гитаре, кто-то танцует, есть много любителей КВН. Наш факультет часто устраивает физико-технические пикники на Солнечном острове. В общем, общественная жизнь кипит, но лично я больше сосредоточен на учебе и научной деятельности. У меня свои приоритеты в жизни, я думаю, что стоит сейчас поработать, чтобы потом было проще.
– Поддерживаете ли вы с однокурсниками какие-то традиции и приметы? Например, раньше перед сессиями многие кричали в окно: «Халява ловись!»
– Сейчас так уже практически никто не делает и вообще стало гораздо меньше всяких студенческих традиций, обычаев. Как-то все это у нас сошло на нет. Может быть, люди просто перестали в это верить. Во всяком случае, такое отношение у ребят, с которыми я общаюсь, независимо от того, живут ли они на съемном жилье, в общежитии или с родителями. Лично я в это все тоже не верю и рассчитываю только на свои знания.