«АиФ-Юг» уже рассказывал о ребятах, которые занимаются в Центре молодежного инновационного творчества «Перспектива» в городе Курганинске Краснодарского края. В частности, о том, как школьники создали протез руки - мягкий и гибкий, и разработали чувствительную поверхность, то есть «кожу» к нему. У воспитанников центра есть еще не менее интересные проекты. Например, «тараканы-биороботы». Вместо усов у них серебряные электроды, подключенные к нейростимулятору. Ученые «обманывают» нервную систему насекомых и управляют их движениями.
Обмануть систему
«Над животными и птицами не можем проводить испытания, так как у нас не биологическая лаборатория и нет разрешения на такую деятельность. Насекомые же под эту конвенцию не попадают. Жука или таракана найти легко, - рассказывает наставник и научный руководитель юных исследователей, директор курганинского центра молодежного инновационного творчества «Перспектива» Кирилл Попко. – Правда, у нас необычные тараканы, а мадагаскарские. На воле они не живут, их разводят искусственно и используют на откорм другим живностям. Мы купили насекомых у заводчиков и проводим эксперименты. В усы вживили электроды, изобрели систему, которая считывает нервные импульсы насекомого. Через неё подаём сигналы, заставляя таракана бежать направо или налево. Так, ему кажется, что с одной стороны препятствие, и он двигается в противоположную. Задумка тем хороша, что не нужно изобретать механический прибор, а только систему управления.
Этот проект ведёт Дарья Краснова. Она два раза побеждала с ним на международных конкурсах. В этом году Дарья поступает в ВУЗ, выбрала направление биоинженерии. Продолжать её работу будут другие ребята. Им предстоит устранить некоторые недостатки. Например, отдельные особи неверно выполняют команды. Бывает, что ус не прирастает, цепляясь за какие-то предметы вылетает. Таракан иногда сам вырывает провод, или на него нападают сородичи, как на чужака. Иногда насекомое перегревается на солнце, не реагирует на стимуляцию. Нельзя забывать и о биологических факторах: иногда случается перенасыщение нейронов. Нервные клетки устают, нужно подбирать другую частоту, либо дать насекомому покой. Словом, в процессе опытов и экспериментов появляется много нюансов. Далее хотим построить карту нейронных связей тараканов: по прогнозам ученых у данного насекомого порядка ста тысяч нервных клеток. Только тогда работа будет закончена с точки зрения фундаментальной науки. Такой карты нет ни у одного учёного в мире».
Вклад в науку
Изобретатели придумали две системы. Помимо электрической, есть еще и механическая. На спинку таракана прикрепляют своеобразный ранец с моторчиками. Вихри являются раздражителями, и насекомое также отклоняется в стороны.
Эти маленькие существа могут пригодиться для спасения людей из завалов: пролезут в любую щель. Они грузоподъёмные. На них можно установить маленькую веб-камеру или датчик тепла с GPS-модулем, благодаря которым спасатели будут знать, в каком месте нужно раскапывать, чтобы спасти человека.
Вторая задача проекта – фундаментальная. Когда разработчики установят, как нервные сигналы распространяются в нервных соединениях, можно будет приблизиться к решению медицинских задач. Например, как лечить болезнь Альцгеймера или другие отклонения. Эксперименты ребят дополняют общие сведения в этой области. Свои наработки Дарья опубликовала в научном журнале.
Какой советский мальчишка не мечтал стать космонавтом?! Ребята из ЦМИТ пошли ещё дальше. Они своими руками создают наноспутник. Причём, их изобретение не будет потом лежать на полке, а на самом деле его запустят в космос. Этот проект ребята разрабатывают для Роскосмоса. Приступили буквально с нуля. Сначала готовили чертежи, собирали техническую документацию. В этом году устройство было готово, приступили к его испытанию на реальном оборудовании.
«Наш наноспутник успешно прошёл шесть тестов, - говорит Кирилл Попко. – Наиболее сложный – на саморазрушение. Специалисты предложили поставить 50-процентную нагрузку, на случай, вдруг он уничтожится и тогда не сможем перейти к другим тестам, но ребята не согласились. Если не разрушится, не узнаем, что произойдёт с аппаратом при полной нагрузке. В итоге, устройство всё выдержало. Потом поместили его в термо-вакуумную камеру. На протяжении четырнадцати часов аппарат подвергался нагреву и охлаждению под вакуумом. Всё это время датчики должны были беспрерывно передавать информацию. Затем аппарат прошёл дегазацию. Сейчас он функционирует, но к полету пока не готов. Есть технические недочёты. Оптимизируем его.
Занималась наноспутником команда из десяти ребят во главе с капитаном десятиклассником Иваном Печерским из Апшеронска. Одни непосредственно конструировали, другие были на подхвате. Сейчас за него ответственны ещё Иван Пилипенко, он отвечает за сборку испытательных стендов, и Данил Стоцкий, который работает над системой питания. Ребята уже начали строить второй аппарат, который также будет проходить все испытания. В 2022 году наноспутник, собранный руками школьников, полетит в космос».
Таланты в глубинке
Проекты ребят из Курганинска - настоящие прорывы в разных областях. А ведь это придумывают обычные дети, не вундеркинды.
«К нам приходят заниматься простые мальчишки и девчонки, среди которых всегда есть активные «почемучки», лидеры, пытливые исследователи. На занятиях обсуждаем различные проблемы человечества и то, как можем их решить. Появляются идеи. Затем ребята составляют план своего проекта, открывают учебники, идут в библиотеку, ищут похожие разработки ученых или инженеров и начинают искать слабые стороны того или иного изобретения. Бывает, аналогичных устройств нет, тогда предлагают собственные решения. Шаг за шагом, по крупицам, создают свою конструкцию. Испытывают её, находят плюсы и минусы, дорабатывают. За год-два рождается реальное техническое устройство. Помимо практической работы, ребята готовят техническую документацию, учатся защищать свои проекты на научных выставках».
Проекты есть коллективные, личные, многолетние, которые ведут несколько поколений юных учёных. Редко, когда что-то получается с первого раза. Но ребята не отчаиваются, совершенствуют свои разработки. Дети, которые не участвуют в проектах, всё равно занимаются наукой практически, проводят эксперименты, опыты. Директор центра убеждён, самые талантливые дети живут в глубинке.