Традиция новогодних и рождественских праздников в России хоть в целом и похожи, но в частностях могут разниться - в зависимости от местности. «АиФ-Юг» рассказывает, почему отличаются щедровки и колядки и сохранились ли казачьи новогодние обряды до наших дней.
Особенности места
Новогодние каникулы. Краснодар. Жене звонит подруга. «Можно, дочки придут к вам колядовать? Да? А когда дома будете?» Так выглядит современное колядование, хотя и оно стало редкостью, в этом случае мама - молодец, продолжает чтить традиции. В назначенное время свистит домофон. Девочки - нарядные, раскрашенные - посыпают коридор крупой, распевая колядки. И получают заслуженное угощение.
А я немного озадачен - в родной станице Темижбекской, которая расположилась на востоке Краснодарского края, традиционно посевали, то есть рассыпали зерно или крупу по дому, распевая специальные песни, только мальчики. Причём в определённый день - 14 января утром. В памяти такие слова: «Сеем-веем, посеваем, с Новым годом поздравляем. Что хозяйка наварила, что хозяйка напекла - выноси поскорей, не морозь гостей». В сумки сыпали конфеты, пирожки, монетки - потом дома мы разбирали добычу, отделяя съедобное от денежного.
«С новогодним утром связан ритуал прихода, встречи первого посетителя в новом году и один из ключевых новогодних обрядов - посевание / посыпание, - пишет историк Николай Бондарь в книге «Календарные праздники и обряды кубанского казачества». - Чаще всего они совмещались, т.к. хождение посевальщиков, мальчиков, юношей, мужчин начиналось рано утром, и именно они и оказывались первыми посетителями в чужих домах. По традиционным представлениям первым в чужой дом в наступившем году должен был прийти мужчина, что сулило хозяевам удачу, благополучие, здоровье».
Щедрый вечер
Девочки ходили в станице Темижбекской 13 января вечером и щедровали, но ничего не разбрасывали. Могли с ними гулять и мальчики, но тогда надо было переодеться в женскую одежду, накрасить чем-нибудь красным щёки. Подтверждает это и Николай Бондарь, он пишет, что щедровали по традиции в основном девушки, молодые женщины, девочки. Мальчики - куда реже, причём зачастую в качестве «михонош», «поводырив», то есть носильщиков сумки с дарами и поводырей-защитников.
«Парня могли включать в состав щедрующих, переодев его в женскую одежду, накрасив лицо», - продолжает Николай Бондарь.
У нас распевали вместе: «Добрый вечер, щедрый вечер, /Добрым людям на здоровье./Что ты тётка, наварила,/Что ты тётка, напекла?/Неси скорей до окна./Не щипай, не ломай,/А по целому давай». Либо: «Щедровочка щедровала,/Под окошком ночевала,/ Чи баран, чи овца,/Подавайте блинца,/Не кусайте, не ломайте,/А по целому давайте».
Раньше Щедрым вечером называли ночь перед Новым годом 31 декабря, но из-за смены календаря он переместился на 13 января. В этот день по христианскому календарю почитают преподобную Маланию Римлянку. Из чего родился ещё один обряд - хождения с Маланкой. Правда, этот обряд, как и хождение с козой, даже в станице до девяностых годов прошлого века недотянул, во всяком случае у нас.
Домофоны мешают
А шестого января носили кутью, сладкую рисовую кашу. В этот день бабушка учила нас петь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звёздам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». И хотя часть слов мы, дети, не понимали, но пытались повторить. Правда, сейчас традиции понемногу уходят - если в середине девяностых годов прошлого века по всей станице ходили компании детей, то сейчас, как в городе, отправляются только к знакомым родственникам, да и звонят заранее. Справедливости ради, и 25-30 лет назад гарантированно открывали двери и давали угощение только знакомые родителей, некоторые специально выключали свет и притворялись, что их нет дома.
«В Краснодаре в девяностых тоже шесого января колядовали, 13-го щедровали, 14-го посевали, - рассказывает Светлана Тимошенко. - Но разделения на дни - отдельные для мальчиков и девочек - у нас не было. И сеяли крупу мы и 13, и 14 января.
И песни у нас, оказывается, разные были. Светлану мама - тоже краснодарка - научила колядке: «Колядин-колядин!/ Я у батьки один!/ Коротенький кожушок,/ Дайте грошей мешок!/ Если грошей мало, / То давайте сало,/ Если сала нема/То давайте пирога!» К маме эта колядка пришла от бабушки, казачки из хутора в Славянском районе».
Тогда, по словам Светланы, не только домофонов ещё не было, но даже кнопочных замков, так что в подъезды легко можно было попасть и обзванивать квартиры. Сейчас стало намного сложней, поэтому, может, и не приходят дети колядки петь.
«Хотя, например, в Пашковке, где в основном частные дома, дети до сих пор ходят, - говорит Светлана. - А люди старшего поколения ждут посевальщиков. Сама видела, как женщины лет семидесяти бегали и искали тех, кто колядовал и мимо них прошёл: «Как так, мол, всем звонили-стучали, а к нам не зашли - это ж значит, что счастья в доме не будет?»
Традиция не умирает
Светлана Жиганова, доцент кафедры сольного и хорового народного пения КГИК, ведущий научный сотрудник НИЦ традиционной культуры Кубани ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»:
«В этнографии и фольклористике восточнославянскую культуру Кубани относят к традициям позднего формирования, так как казачье освоение территории началось только в конце XVIII - начале XIX веков. На территории Кубанской области слились два крупных миграционных потока - восточно-украинский и южнорусский, и далее на протяжении более полувека продолжал формироваться этнический остов станиц и хуторов. Если добавить к этому окружение северокавказских народов, то увидим, насколько сложный этнокультурный субстрат здесь образовался. Казачьи традиции, влияние миграции, различные культурные вливания, - всё это привело к тому, что вариантов и версий обрядов, в том числе такого устойчивого элемента календарной традиции как зимние святочные обряды у нас немало.
Традиционная культура Кубани несколько различна в трёх культурных субрегионах. Черномория - от Таманского полуострова до современного Усть-Лабинска - заселялась потомками запорожских казаков. Область Кавказского линейного казачьего войска - от Усть-Лабинска вверх по течению Кубани. Закубанье - левобережье Кубани до предгорий Главного Кавказского хребта - заселялось казаками ещё позже, во второй половине XIX века. Здесь происходило наибольшее число культурных смешений. Разница, прежде всего, проявляется в диалекте - базовым в черноморском диалекте (балачке) является украинский язык, в линейной традиции преобладали донские говоры. Различаются также и фольклор, сюжеты колядок и щедровок.
Нельзя сказать, что святочные традиции ушли из современной жизни. Но им немного «не повезло»: когда страна перешла с юлианского на григорианский календарь, Новый год, который стали отмечать по европейской традиции 31 декабря, до Рождества Христова, начал пониматься как основной зимний праздник, а наши исконные январские праздничные даты (7, 14, 19) для многих современных жителей России «ушли в тень». В то же время такое характерное для Кубани явление как зимние святочные поздравления просто не могут исчезнуть. В сельской местности до сих пор соблюдают народные обычаи, люди ходят друг к другу, поздравляют с праздниками. Популярны детские обходы. Да и в городах они довольно долго существовали - в городские квартиры до настоящего времени заглядывают дети. Правда, сама схема колядования уже значительно упрощена. А ведь на Кубани пели замечательные колядки и щедровки, очень глубокие по содержанию, с красивыми многоголосными напевами. Они еще хранятся в памяти фольклорных коллективов края, хоров, публикуются в сборниках кубанских народных песен. Фольклорные ансамбли Кубани выполняют сегодня важную роль в сохранении зимнесвяточных обрядов, ходят по дворам, поют песни, поздравляют уважаемых людей. В современной жизни изменяются формы, но об исчезновении самой традиции пожеланий добра, здоровья, благополучия в дни святочных праздников говорить точно нельзя».