Беречь честь смолоду. Секреты казачьего воспитания

Историю казачества, духовное наследие, культуру и традиции на Кубани стараются сохранять, развивать и использовать. © / Выставочный комплекс "Атамань"

Важное событие произошло на днях - восьмого августа президент России утвердил Стратегию государственной политики в отношении российского казачества на 2021 – 2030 годы. Это документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности. Говорится в нём о необходимости консолидации российского казачества. Историю, духовное наследие, культуру и традиции предписано сохранять, развивать и использовать. Многие испытания выпали на долю кубанского казачества в ХХ веке, изрядно выветрилось понимание традиций, но помять народная жива - и подробности хранит любопытные. Наши предки считали, что казаком может называться только человек, соблюдающий казачьи традиции и обычаи наряду с заповедями Господними. В чём же они заключаются?

   
   

Что такое казачий этикет?

Закладывались основы казачьего воспитания в раннем детстве. Ребёнка обязательно крестили. (Во время крещения в храме (обычно в первые три дня от рождения) крёстные родители давали слово перед Богом и людьми в случае необходимости взять на себя обязанности по воспитанию и материальному обеспечению). Церковь вообще играла огромную роль в станичном обществе. А семья считалась «малой церковью». Родители приучали детей к выполнению христианских норм. Соблюдались посты, церковные праздники, обряды.

«В традиционной казачьей семье формировалось у детей почитание и уважение к старшим, родителям, социально ущербным категориям - сиротам, нищим, - пишет в своей монографии кандидат исторических наук Софья Рыбко. - Отец в семье обладал высоким статусом: за обедом он сидел в святом углу, резал хлеб, читал молитву, первым начинал есть, первым выходил из-за стола. Отец обучал детей всем этапам полевых работ и народным знаниям, мать выполняла работы, связанные с обслуживанием членов семьи, проявляя полное подчинение мужу и поддержание его статуса».

Для каждой детской возрастной группы использовались лексемы. Например, в станицах Кореновского района, по словам историка, старшего научного сотрудника научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубанского казачьего хора Василия Воронина, дети 4-5 лет с доброй снисходительностью назывались взрослыми «соплыщи» и «дытынча». Детей 5-12 называли: «молокососы», «пацанва», «малолетки», «отроки». В 12-16 лет: «пидпарубкы»/«пиддивкы», «пидсвынкы», «пидросткы».

При этом в казачьей семье у каждого были свои обязанности. С пяти-шести лет дети уже выполняли важную посильную работу по дому. Пасли птицу и скот, собирали сухостой на растопку печи, мыли посуду и так далее. В 8-12 лет уже происходило усложнение труда и его разделение на мужской и женский. Проявлялось это и в детских играх. Часто они были связаны с тем, что предстоит во взрослой жизни. Девочки кукол шили, любимая игра была «дочки-матери». Мальчики катались «верхами» с деревянными шашками. Девочек приучали готовить, стирать, штопать, шить. Мальчики привлекались к уходу за скотом, к строительным и полевым работам. К 16 годам подростки уже были полноценными работниками.

Кстати
В 1990-х на волне возрождения казачества на Кубани начала формироваться система казачьего воспитания. В 1994 году открылся первый казачий кадетский корпус им атамана М.П. Бабыча, сейчас в Краснодарском крае уже 7 казачьих кадетских корпусов. В них обучается более 1000 воспитанников. В 2004 г стали открываться казачьи классы и школы. Сегодня казачьи классы открыты во всех школах края, обучается в них более 91 тысячи школьников. 62 школы имеют региональный статус «казачья». В 2018 году в крае появились первые казачьи детские сады, сейчас их уже 14. Образовательная программа предусматривает обязательное изучение истории и современности кубанского казачества, основ православной культуры, традиционной культуры кубанского казачества и военно-спортивного направления. В 2017 г создано детско-юношеское общественное движение «Союз казачьей молодежи Кубани». Эта организация стала «мостиком» между казачьими школами, классами и казачьими обществами Кубанского казачьего войска. Система казачьего образования в крае также представлена казачьими группами в детских садах.

В целом трудовое обучение занимало в социализации центральное место. Но огромную роль играли и действовавшие в казачьем обществе правила этикета. Этот неписаный свод норм поведения, подразумевал обязательное их выполнение. Историк Василий Воронин выделяет такие (с комментариями старожилов Кореновского района):

   
   

Ощение к родителям и страшим только на «вы». (Боже спасы, шоб тыкнул на батька или на дида. Тоби дадут так!»).

Правило обязательного приветствия старших при встрече. («Но еси ты тока не поздаровкаеся, вин тоби по ушам дасть»)

Строгое подчинение/послушание воле старших, родителей. («Раз сказал отец!» Что б тебе не подчиниться? Дедушка шо-то, ну, своему сыну,уже женатому, у него дети, шо-то сказал. А тот не подчинился. И он подходит, прямо кнутом через всю спину. И всё. И он молча ушёл, ничего даже не сказал.молча ушёл, и всё. И сделал то, что отец заставил. Подчинялись, и слушали, и понимали»).

Запрещение нецензурной лексики , как дома, так и на улице. («Боже упасы! Та ты шо! Тут скажи «брэшэшь», так будэ тоби. Тико «нэ обмануй» - такэ слово культурно. Ци слово боялысь употрэблять, понимаетэ. Привыкнэшь, ляпнэшь так...А ровэсныкы нэ прыучалыся. Дэ хто ругается,так мы уши затыкалы, шоб нэ слухалы мы»).

Полный запрет на курение. Внушение и выволочку мог сделать любой взрослый. С подротсками, которых «застукали» за курением не церемонились. («Конюх - так мы его больше милиционера боялысь. Курыли с парнем, шо молотобойцем был. Подходит - царап за руку! Пощёчину как уризал! Это уже после войны (Великой Отечественной). А старый казак дед был. Так тот цепком по спине! Казал: «Поди, батькам скажи!» Так и батько добавыть»).

Строжайший запрет на воровство. Полумер, недоговорённостей, извиняющих нюансов в этом вопросе в принципеине существовало. («Одын раз я у соседа читыри вишни сорвав с хвостыками и на ухи поцыпляв як сирёжкы. Прыйшов матыри похвастаться. А она говорыть: «Где взяв?» «Та там, у Кучирынкив». «Отнеси где сорвав и поцыпы»).

«На счёт водки - ни. Ни увлекалысь»

Возрастом молодёжи был определён период 17-24 года - для мужчин, 16-22 - для женщин. В ходу были лексомы: «парубок, парень, кавалер - дивка/девка, барышня.

«Наиболее характерным поведенческим качеством, в первую очередь для девушек, которое высоко оценивалось в традиционном обществе, являлась скромность, - продолжает Василий Воронин. - Чтобы обратить на себя внимание парубка, девушка привлекала своих подруг, которые передавали ему о ее симпатиях. В качестве знака внимания могли быть подарки.

Девушки хлопцам вышивали кисеты. Парень мог подарить самодельное кольцо (из монет изготавливали, серебряных и медных). ухаживания зачастую ограничивались провожанием домой, при этом согласие девушки на то, чтобы парень её проводил, уже расценивалось как наличие симпатий. (Из воспоминаний старожилов станицы Журавской: «Пригласит проводить. Если нравится - она пидэ. А то кажеть: «Занята».»). К наиболее жёстким запретам во время проведения молодёжных гуляний относился запрет на спиртное. Наказанием для нарушителя служило полное игнорирование со стороны противоположного пола, как на момент нарушения, так и в будущем. («На вечеринках водку не пили. Если парень выпил, девушка не пойдёт с ним гулять» - «Насчёт водки ни. Ни увлекалысь. Если придёт кто-то выпивши на гульню - это трагэдия. Уси смотрят, як на якого-то ныгодного человека»).

Казачество с его устоями, традициями - это люди-воины, которые имели семьи, детей и должны их были воспитывать.

«Беречь честь смолоду, - делает вывод учёный, - это одна из важнейших задач для молодёжи, которую ставило перед ней всё общество. Оно же и контролировало выполнение норм и правил».

У каждого народа есть свои традиционные ценности, представления о добре и зле. Кубанские казаки были на самом деле глубоко верующими людьми. (Первая на Кубани Покровская церковь была построена на Тамани еще в конце XVIII в).

Резюмируя - в основе морально-нравственных устоев казачьих обществ стояли десять Христовых заповедей. Родители поучали детей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов... И добавляли: «Если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки».

Чтоб друг друга не забыли

С позиции современного человека казачий этикет, пожалуй, слишком суров. Традиции и обычаи устарели. Не приходится уже так тяжело работать, многодетные семьи редкость. (Приобщение к труду в раннем возрасте было необходимым условием для благосостояния семьи). Поэтому у некоторых возникает вопрос: а зачем помнить историю, в чём цель обращения к ней? Не для слепого копирования, конечно, а чтобы брать лучшее.

«Есть народная культура - есть народ как совокупность людей, объединённых общими ценностями и правами. Нет народной культуры - нет народа, - считает ученый-этнограф, заведующий научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУ Кубанский казачий хор Николай Бондарь. - В таких обществах резко нарастает отчуждённость и разобщённость. Об этом говорят не только исследователи (теоретики), но и практики, работники культуры, образования, самые что ни на есть обычные жители станиц и хуторов Кубани». Одна из жительниц станицы Платнировской, рассказывая о том, как раньше жили, как и какие отмечали праздник, проводили обряды, отдыхали, отмечая ненавязчивые моменты коллективизма, взаимности, взаимопомощи которых в традиционной народной культуре предостаточно, сравнивая с отношениями людей в современном обществе, сокрушалась: «Неужели мы друг друга позабувалы, неужэли такэмы чужимы сталы?!» говорила о том, что сегодня жадность разобщает людей, делаеть их живущими только для себя. Запомнились её слова, которые мог сказать человек, воспитанный на ценностях традиционной народной культуры: «Жыть надо так, шоб ты всигда помогав кому-нибудь».

«Полистав страницы мировой истории, легко обнаружить огромное число государств, которые разрушились, прекратив своё существование, - говорит этнограф, краевед Валентина Киселёва. - Можем ли мы ответить на вопрос: почему? Чтобы понять, иногда стоит посмотреть на себя, на свою страну. Чего только в её истории не произошло! Государственная организации России складывалась многими веками, тяжело и непросто. И во все времна находились люди, для которых привлекательна чужая страна. Как в пословице: «Чужая курица индюком выглядит». Казалось бы, что плохого в том, что молодой человек учится за рубежом? Ничего! Он получает хорошие знания. Но «ничего» - за маленьким нюансом. Там его учат любить и хранить не свою страну - чужую, ведь в ней всё слаще? И вот уже и свои называют великую историю Советского Союза - «совком». Казаков называют «ряжеными». Всё, что касается национальной культуры - это «отстой». А может пора вспомнить, что в этой земле лежат несколько поколений твоих предков? А ты их предал - своим презрением ко всему тому, что составляет национальный стержень. Предал их дела, их мысли, их культуру, их гены. Казачество с его устоями, традициями - это люди-воины, которые имели семьи, детей и должны их были воспитывать - на своём примере, а не как мы сейчас - на чужих. Они были защитниками. В поле пахать шли с оружием. И в случае необходимости всё бросали и уходили с этим оружием на защиту своей страны, своей Кубани. Почему так важно помнить о корнях и о предках? Казачьи традиции, которые относились к семье, служению отечеству, взаимоотношениям в обществе - они были отточены необходимостью хранить, беречь, защищать и созидать. И если мы забудем их, потеряем... Это будет равнозначно тому, чтобы сказать своим родителям, дедушкам, бабушкам: «Напрасно вы жили».