Бесплатный и никому не нужный. Как работает новый «закон о валежнике»?

Власти разрешили всем желающим собирать валежник, для этого нужно лишь заполнить кучу документов и дождаться письменного вердикта от чиновников. Однако нюансов до сих пор много. Разъяснения по ним «АиФ-Юг» предоставило Министерство природных ресурсов Краснодарского края за подписью министра Сергея Ерёмина.

   
   

Как собирать по закону

Итак, исходя из новых правил, за 15 рабочих дней до сбора валежника необходимо уведомить об этом территориальный отдел «Комитета по лесу» министерства природных ресурсов. В документе обязательно должны содержаться ваши паспортные данные и местонахождение лесного участка. Территорию сбора можно определить самостоятельно. Важно указать способы заготовки валежника - исключительно ручной сбор. И, наконец, четко прописать «цель использования». Далее комитет рассмотрит заявку в течение десяти рабочих дней.

Затем чиновники обязаны в трёхдневный срок дать письменный ответ. При благоприятном для «собирателя» решении, лесничество произведёт «учёт по объёму заготовленного валежника до его вывоза из леса». То есть, придётся дождаться лесника. Самостоятельный вынос валежника законом не предусмотрен. Представитель «Комитета по лесу» по инструкции обязан ознакомиться с добычей и убедиться, что собран именно валежник, а не что-то другое.

Справка
Чем занимается «Комитет по лесу»? По информации ведомства, в первую очередь предотвращает преступления и административные правонарушения в области использования, охраны и защиты лесов; обеспечивает правопорядок; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; направляет в госорганы материалы о привлечении лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности; дает предписания по устранению недостатков; осуществляет пожарный надзор; готовит материалы для проведения аукционов по аренде лесных участков; осуществляет контроль за поступлением платежей в бюджетную систему РФ.

Что это и кому он нужен?

Важно понимать, что такое валежник. В законе впервые появилось важное уточнение: что именно понимать под этим понятием. Валежник – это «лежащие на поверхности земли остатки стволов деревьев, сучьев, не являющиеся порубочными остатками на местах проведения лесосечных работ и (или) образовавшиеся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале». То, что валяется, потому что само упало, проще говоря.

А насколько вообще популярно такого рода собирательство? Есть ли на валежник, даже и бесплатный, желающие? На юге страны, как оказалось, их немного. Но встречаются иногда туристам на лесных тропах.    
   

«А вы подумайте, в чём цена вопроса, сколько сейчас куб леса стоит? – спрашивает туристка Елена Никанова. - Жить у леса и сушняка не набрать! Все собирают».

Станет ли подспорьем для людей новый закон? По официальной информации, общий уровень газификации жилого фонда Краснодарского края сегодня выше средних показателей по России. Однако он ниже, чем у соседей по ЮФО. Кубанцы, до которых газ не дошёл, по мнению властей, должны быть рады. Вот только… Как топливо валежник подходит вряд ли. Люди, живущие далеко от леса, как не собирали его, так и не собирают. Они топят дровами, заказывают их, платят деньги.

«Считайте, - предлагает Татьяна Гурова из Северского района Кубани. - Газа в нашей станице нет. Покупаем дрова. Обогреваемся и готовим. Плохие, быстро прогорающие, из мягких пористых пород дрова - до тысячи за кубический метр стоят. Лучше, конечно, твердые. Горят долго и жарко – это, например, акация. Цена – полторы тысячи рублей за кубометр – за неколотые. Две-три тысячи за куб – колотые».

Контрольно-надзорная функция по «закону о валежнике» возложена на ГКУ «Комитет по лесу».

Площадь дома Татьяны Гуровой – 45 квадратных метров. На сезон (октябрь – апрель) нужно 12-14 кубометров. В семье трое детей, чтоб не болели, топить приходится от души, поддерживать тепло необходимо. Бывает сложно с финансами, дрова приходится экономить.

Низкая газификация

«Если говорить об общем проценте газификации в Краснодарском крае именно природным газом, то он вырос с 2017 года примерно на 2 % и составил сегодня 82,8 % от общей цифры, - объясняет начальник отдела нефтегазовой отрасли министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Александр Щербаков. - Если говорить о среднероссийском показателе, то наши цифры значительно выше, и они составляют 68,1 %.

Когда будет стопроцентная газификация Кубани, возможна ли она? Мы стремимся к этому показателю. По срокам - к 2030 году. Но всё будет зависеть от того, как развивается наш край. Строится новое жилье, промышленные предприятия. На сегодняшний день самыми проблемными районами считаются горные и предгорные.

В горах вести газ в разы тяжелее, чем по низменности. И если говорить о Южном федеральном округе, мы в этом отношении находимся на третьем месте, после Ставропольского края, где газифицировано почти 99 % территории и Ростовской области, где газифицировано 88 %».

Одним из примеров собирательства подлилась Светлана Смирнова из поселка под Краснодаром:

«Этим летом в посёлке нашем скончалась старушка, он валежник собирала. Не платила за газ. Поэтому каждый день, громыхая тачкой, направлялась к местной речушке. Возвращалась гружённая. А выход какой? Пенсии газ «сжирал», всю почти. Так она умудрялась столько валежника заготавливать! Одна на весь 25-тысячный посёлок была такая».