Больше, чем сословие. Чем казаки XIX века отличаются от современных

Казаки современные во время праздников устраивают реконструкции прошлых веков. © / пресс-служба администрации Краснодарского края

Поставлена ли точка в научном споре о том, что такое казачество - сословие или народ? Что объединяет и отличает казаков одиннадцати исторических войск России. И почему кубанцы несколько раз празднуют День образования Кубанского казачьего войска. Об этом и  о многом другом «АиФ-Юг» рассказал доктор исторических наук Олег Матвеев.

   
   

Точка в спорах

Первый и самый важный вопрос - что такое казачество с научной точки зрения: народ, сословие или что-то ещё? По словам учёного, вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд, но к общему знаменателю историки пришли - споры на тему этнос - казачество или сословие - бесперспективны потому, что казаки обладали в дореволюционной России  и явно выраженным сословным статусом, и этническими характеристиками. Сословие - это социальная группа докапиталистического общества, обладающая закреплёнными в  законе наследственными правами и обязанностями, занимающая одинаковое юридическое положение в государстве на основе общности занятий, прав и состояния.

«Если рассматривать вопрос только в этом плане, то сословная характеристика казачества не вызывает сомнений - все основные признаки сословной организации у казаков присутствуют, - говорит Олег Матвеев. - Но являлись ли казаки эпохи поздней империи только сословием? Ведь они обладали экономической, административно-управленческой самодостаточностью, компактностью расселения, системой ценностей, диалектными и этнокультурными особенностями, развитым самосознанием: «Мы казаки и от казаков ведёмся». Казачество развивалось явно шире сословных рамок».

Учёный приводит пример: два казака из станицы Старовеличковской середины XIX века. Павел Фёдорович Бурсак - подполковник, сын атамана войска, потомственный дворянин, у которого 222 крепостных, несколько тысяч десятин земли, фермы, мельницы. Он хорошо образован, знает иностранные языки. Сын, Павел Павлович, полковник. Дочь и внучка вышли замуж за баронов. И Степан Иванович Худой,  и отец, и дед, и внук которого рядовые казаки.

досье
Олег Владимирович Матвеев - профессор кафедры истории России КубГУ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубанского казачьего хора. Автор ряда книг и статей по истории Кубани и казачества, других этнических групп края.

«Они явно принадлежат к разным сословиям, но оба считают себя казаками, - объясняет профессор. - И такие противоречия вызывали неразбериху уже в XIX-начале XX века. Казачье дворянство входило в состав российского дворянского сословия, куда рядовые казаки не попадали. Были казаки-учителя, врачи, инженеры, юристы, предприниматели. На донских шахтах, железных дорогах, приисках Сибири, заводах Поволжья и Урала трудились казаки-рабочие. Существовала и казачья интеллигенция - возьмите донского писателя Фёдора Крюкова, терского офицера Фёдора Панкратова, уральца Иосафа Железнова, кубанцев Фёдора Андреевича Щербину, Прокопия Петровича Короленко и многих других».

   
   

Двойное самосознание

Ещё одно важное отличие, которое не даёт считать казаков только сословием, наличие собственных языковых и диалектных особенностей.

«Традиционная культура казаков развивалась на базе вариантов южнорусской и украинской этнической культуры, во взаимодействии с тюркскими, монгольскими, северокавказскими народами, - продолжает Олег Матвеев. -  Казачество обладало собственными этнокультурными особенностями, но самое главное - двойным самосознанием. Казаки, с одной стороны, осмысливали себя частью русского народа, но, с другой, осознавали и свои отличия от него. И осознание это выражалось в виде самоназвания: донцы, кубанцы, терцы, забайкальцы, что нашло отражение и в документах того времени, и в фольклоре».

Известный советский этнограф Юлиан Бромлей сообщества, которые ещё полностью не оторвались от материнского этноса, но, в то же время, обладали особенностями в культуре, предложил называть субэтносами. В Краснодарском крае взгляда на кубанское казачество как субэтнос придерживается профессор Николай Иванович Бондарь.

Казаки противопоставляли себя другим категориям населения.

«Став в XVIII веке полупривелигированным сословием, казаки не хотели иметь ничего общего с сословиями податными, или, как их ещё называли, «подлыми», «мужичьими», - говорит Олег Матвеев. -  Этнографы, которые фиксировали проявления казачьего самосознание в XIX-начале XX века, постоянно подчёркивали, что казаки всячески противопоставляют себя крестьянам. Такие проявления, с одной стороны, имели под собой этнокультурные корни, с другой, культивировались войсковой администрацией».

Много дат и войск

Осенью у Кубанского казачьего войска сразу несколько знаменательных дат. 14 октября - войсковой праздник на день Покрова Пресвятой Богородицы, Третья суббота октября - День кубанского казачества, в этом году праздник выпал на 15 октября. 19 ноября - ещё одна дата образования Кубанского казачьего войска, теперь уже как объединение Черноморского войска с частью Кавказского линейного.

«Кубанское казачье войско было создано 19 ноября 1860 года, - объясняет Олег Матвеев. -  Как сказано в указе - Черноморское казачье войско переименовывается в Кубанское с причислением к нему первых шести бригад Кавказского линейного казачьего войска. Если иметь в виду, что сделано это было на базе Черноморского войска, история удлиняется - ордер Потёмкина о создании Войска верных казаков датируется 20 октября 1787 года. Это было уже войско служивое, без всяких вольностей - атаманов не выбирали, только назначали. Дореволюционное ККВ по официальной версии вело своё старшинство от Хопёрского казачьего полка, от 1696 года - сам полк был основан раньше, но именно в том году часть хопёрцев приняла участие в походе Петра I на Азов. То есть эта дата - начало служения, утверждённая официально».

Линейцы и черноморцы быстро превратились в единое целое - они и до объединения в Кубанское казачье войско часто взаимодействовали друг с другом, особенно эти процессы усилились при освоении Закубанья.

«К началу XX века сформировалось новое самосознание, которое выражалось в самоназвании. Уже не черноморцами, хопёрцами, линейцами, лабинцами, а кубанцами называли себя казаки и в восточной, и в западной части края. Происходили интенсивные этнокультурные процессы, сформировалось в результате взаимодействия украинского и южнорусского компонентов «нечто среднее», как писал Фёдор Андреевич Щербина».

Важное отличие, которое не даёт считать казаков только сословием, - наличие собственных языковых и диалектных особенностей.

Всего в дореволюционной России к началу ХХ столетия имелось 11 казачьих войск - от Донского до Уссурийского, а также отдельные полки и команды. Что же объединяло таких далёких географически казаков?

«Общей у всех них была традиционная система ценностей, в которое важное место уделялось таким категориям, как воля, вера, братство, коллективизм, уважение к старикам - говорит историк. - Конечно, традиции были разными, на них сказывались география, этнокультурная специфика. Забайкальские казаки соседствовали с монголами, бурятами, тунгусами; уральцы - с казахами и башкирами; терские - с народами Северного Кавказа. На Кубани происходило взаимодействие восточно-украинской и южнорусской культур. И соседи оказывали влияние на самобытность друг друга».

Учёный отмечает, что, говоря о казачестве, важно определять не только принадлежность к войску, но и время - одно дело ранняя казачья вольница и совершенно другое - казачьи войска Российской Империи. Чем старше было войско, тем более ярко выражена у его представителей особая этнокультурная специфика.

«Наиболее развитым самосознанием обладали старейшие казачьи войска: Донское, Гребенское и Яицкое, - объясняет Олег Матвеев. -  Менее развито это было у молодых казачьих войск, например, Уссурийского, сформированного только в 1889 году».

Мир изменился

Чем современное казачество отличается от своих славных предшественников? Профессор отмечает, что сейчас нет условий, в которых существовало дореволюционное казачество. Например, невозможно традиционное казачье землепользование - до революции вся земля принадлежала войску, каждой станице предоставлялся юрт, из которого на каждую душу мужского пола выделяли пай, чтобы казак мог обеспечивать семью и, главное, выйти на службу со своим обмундированием и конём. Сейчас такое просто невозможно, так как земля находится в частной собственности. Нет традиционного самоуправления, когда все вопросы решала станица.

Совершенно другая историческая ситуация, другие условия. Сегодня, к сожалению, взята за основу возрождения именно служебная составляющая, в ущерб этнокультурной, идёт огосударствление казачьих структур, - говорит Олег Матвеев.  

Сейчас много разговоров о мобилизации - пока одни молодые мужчины бегут из России, другие идут в добровольцы, не дожидаясь повесток. А как относились к воинской службе казаки? Олег Матвеев говорит, что в системе ценностей казачества служба занимала очень важное место - не служивший не считался полноценным членом общества.

«С 19 лет казаки, так называемые «малолетки», начинали проходить обучение в родных станицах, - рассказывает историк. - Опытные рядники вели строевую подготовку, учили молодёжь обращению с оружием. В 21 год казак должен был поступить на действительную службу первой очереди, которая длилась четыре года.  Кубанские казачьи подразделения базировались в Закавказье, в Средней Азии, на границе с Польшей. Казаки служили в Собственном Его Императорского Величества конвое, Варшавском дивизионе».

После окончания 4-летнего срока службы казаки возвращались домой, но держали в исправности обмундирование, коня и призывались в случае военных конфликтов. 40-50-летние казаки переходили на следующий этап и могли попасть только в ополчение в случае войны.

«Не все могли соответствовать необходимым требованиям, например, купить коня, снаряжение, - продолжает Олег Матвеев. - Если те же пластуны (пешие казаки) в первой половине XIX века были элитными группами стрелков-разведчиков, то позже в пластуны шли самые бедные казаки, которые не могли справить себе коня. В то же время историческая ситуация менялась: в Государственной Думе начала XX века раздавались призывы казачьих депутатов освободить казаков от тягот воинской повинности - казачество развивалось шире сословных рамок, многие тяготились уже только военно-служивым статусом».