Преподаватель инженерной и компьютерной графики Краснодарского машиностроительного колледжа Светлана Елисеева стала победителем краевого этапа конкурса «Мастер года» и теперь представит Кубань на национальном финале, который пройдёт в Москве. О своём пути в профессии, важности среднего профессионального образования, о том, кого ждут работодатели и многом другом, Светлана рассказала «АиФ-Юг».
От ракеты до детали
Преподавать Светлана Елисеева начала всего пять лет назад, когда вместе с семьёй переехала в Краснодар из Свердловской области.
«По образованию я инженер-механик, больше двенадцати лет работала конструктором на ведущем российском оборонном предприятии - Уральском проектно-конструкторском бюро «Деталь», - рассказывает Светлана. - Занимались мы разработкой и производством радиовысотомеров и радиовысотомерных систем (прибор для определения высоты полёта летательного аппарата над поверхностью Земли радиотехническими методами - прим. ред.) для авиационной и ракетно-космических систем. Здесь уже подала резюме – и меня пригласили в колледж. До этого педагогического опыта не было. Но прошла курсы переподготовки и из инженера перепрофилировалась в преподаватели».
Как раз инженерной и компьютерной графикой, а также инженерным дизайном, то есть созданием в специальных программах виртуальных многомерных моделей любых объектов – от простых деталей до сложнейших механизмов, и занималась Светлана Елисеева в проектно-конструкторском бюро. Поэтому никаких сложностей с переходом не возникло, хотя свои особенности в педагогической работе есть.
«Если на оборонном предприятии я в 17.00 выходила из кабинета и до восьми утра следующего дня забывала о работе, - признаётся преподаватель. – То здесь такой возможности нет – думать о занятиях, готовиться к ним приходится постоянно – и после рабочего дня, и в выходные, и во время отпуска».
Кого ждут на производстве?
Двенадцать лет практики на оборонном предприятии кроме досконального знания предмета, которому Светлана Елисеева учит детей, дали ещё одно преимущество. Сейчас она готовит ребят по запросам предприятий, но долгое время именно к ней приходили на практику, учились другие студенты.
По словам Светланы Елисеевой, потенциальные работодатели следят за учениками, ещё во время обучения подбирают себе кадры, приглашают лучших.
«Например, моего студента, который три года назад занял третье место на Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) уже ждали на производстве, для него подготовили место, - продолжает она».
Знают куда идут
Сейчас работодатели ищут квалифицированные рабочие руки. А всегда ли их хватает?
«На Урале проблем с технарями не было вообще – там ведь не только промышленность сосредоточена, но и самого детства люди идут по этому пути, - рассказывает Светлана Елисеева. – Технические вузы, колледжи. В школах много специализированных классов: технических, математических, с углубленным изучением физики. Сейчас в Краснодаре в наш колледж приходит много целеустремлённых детей. Всё выше баллы, которые требуются для поступления. Большинство детей выбирают этот путь осознанно, уже зная, чем будет заниматься в дальнейшем. Это следствие того, что мы много внимания уделяем профориентированию. Ребята признаются, что пришли к нам, потому что увидели нас на технической выставке, на чемпионате Worldskills и захотели также. Конечно, дети разные, кто-то идет учиться по совету родителей, кто-то – чтобы после колледжа продолжить образование в техническом вузе, есть и те, кто хочет помогать родственникам, у которых есть собственное производство. Много целеустремлённых ребят, которые с самого начала стремятся попасть на производства».
Светлана Елисеева считает, что среднее профессиональное образование становится всё более востребованным. И объясняет его важность на собственном опыте – в техническом вузе соседом по парте был парень, отучившийся в техникуме.
«Он сразу понимал то, что говорил преподаватель, а мне после школы приходилось дополнительно заниматься, восполнять пробелы, чтобы добраться хотя бы до его уровня, - говорит она. – Поэтому, уверена, среднее профообразование – необходимость. Лучше сначала пойти в колледж, получить профессию, а потом, если есть желание, учиться дальше».
3D принтер для студента
Современное профообразование даёт студентам массу возможностей для развития – вчерашние школьники даже собственные станки разрабатывают. И у них есть возможность воплотить эти разработки в жизнь, здесь же, в колледже, напечатать на 3D-принтере необходимые детали, причём не только из пластика, но и металла.
«Дисциплина «Инженерная графика» есть у всех технических специальностей колледжа, компьютерная – у большинства, - рассказывает Светлана Елисеева. – Но ребята могут ещё дополнительно получить компетенцию инженерный дизайн CAD (умение использовать технологии компьютерного проектирования при создании виртуальных моделей, чертежей, текстовых документов и файлов. Причём создание трёхмерных моделей необходимо не только будущим инженерам, но ученым, архитекторам, дизайнерам и т.д.).
Ребят с техническим складом ума, которые заинтересованы в получении новых знаний мы приглашаем на дополнительные занятия, где начинаем с черчения – в школе его сейчас не преподают, а технические специальности предполагают хотя бы минимальное знание предмета».
Преподаватель признаётся, что не все выдерживают дополнительные занятия – остаётся треть от первоначального набора. Основная проблема – время, ведь от обязательной учебной программы никто не освобождает. А есть ещё поездки на профессиональные чемпионаты.
«Нагрузка, конечно, большая, но те, кто выдерживает и остаётся – это наше будущее, - говорит Светлана Елисеева. – Да и для самих детей плюсы есть – практические знания, которые помогают при устройстве на работу. Выпускник, овладевший инженерным дизайном, не просто умеет читать чертежи, он ещё может моделировать и на этом этапе увидеть возможные ошибки. Конечно, такого и на работу возьмут с большей охотой».
Как выбирали лучшего?
В краевом конкурсе мастеров производственного обучения соревновались преподаватели, которые учат студентов работать непосредственно руками – в отличие от теоретиков. Как же выбирали лучшего? Сначала заочный этап – он проходил в учебных заведениях – представляли лучших в колледжах и техникумах на основе достижений в чемпионатах WorldSkills, Абилимпикс и других. Уже из этого списка выбрали тридцать лучших мастеров для очного этапа.
«Здесь у нас было два испытания, - рассказывает Светлана Елисеева. – Первое – записать ролик «Я - мастер», то есть создать своеобразную презентацию. Второе – провести открытый урок на чужой территории с незнакомой аудиторией. Мне довелось поработать с группой, обучающейся графическому дизайну в Краснодарском архитектурно-строительном колледже. Конечно, разница есть – у нас больше мальчиков, и направленность техническая. Там в основном девочки, натуры творческие. Но всё получилось – группа досталась отличная, активно работали, выполняли задания, отвечали на вопросы. Преподавала я основы 3D моделирования. Эти умения всем пригодятся – и технологам, и конструкторам, и дизайнерам, и архитекторам, и инженерам».