Владимир Афанасьев родился в кубанской станице Успенской. Там провел детство и юность, а сегодня – он успешный актер с обширной фильмографией и известный в России музыкант. В рэперской среде его знают под псевдонимом Нигатив, Владимир – сольный исполнитель и экс-участник группы «Триада». В рамках проекта «Знай наших» артист рассказал kuban.aif.ru о том, с чего все начиналось, о русском рэпе и «поющих блогерах», а также поделился секретом успешной кинокарьеры.
У мамы просили автографы
Инга Жемчужная, «АиФ»: Владимир, как-то вы рассказывали, что в детстве вас привлекали точные науки. Неудивительно, ведь ваша мама была физиком. Зато отец - художник. А в какой момент вы решили полностью погрузиться в творчество?
Владимир Афанасьев: Не могу сказать, что увлекался исключительно точными науками в детстве. Папа учил меня играть на баяне и рисовать. Я занимался в ансамбле казачьей песни и пляски, ходил на бальные танцы. Всего сразу было много. Лет в 14 появилось желание стать музыкантом, петь.
- Как на это отреагировала мама-учитель?
- Родителей больше смущала внешняя атрибутика: широкие штаны и все, что с этим связано. Пока не вышел четвертый альбом, они весьма настороженно относились к самой идее быть музыкантом, неважно какого жанра. Спустя время, когда ученики стали приносить маме мои диски с просьбой поставить автограф, ситуация изменилась, и родители стали всячески меня поддерживать.
- Но ведь не только рэп и «широкие штаны» вас тогда интересовали… Например, известно, что вы хотели поступить в музыкальную школу.
- В музыкальной школе я был всего раз. Да, пытался поступить в класс фортепиано, но провалил вступительный экзамен из-за «недостаточно абсолютного слуха» и больше там не появлялся.
- И все же общеобразовательную школу вы окончили с медалью! Это как-то не вяжется с рэп-культурой. Отличники обычно идут в академический вокал…
- Мне кажется, отличники, как и рэп, бывают разные. Когда я начинал им заниматься, был глупый и не глупый рэп. Сейчас полно разных исполнителей, так что рэп рэпу рознь!
«Если нет волнения, нет вдохновения»
- Владимир, уже в старших классах вы начали писать тексты, выступать, а в 2000-х стали участником группы «Триада». Проект начался в Краснодаре, но затем популярность группы вышла далеко за пределы Краснодарского края? Помните как это было?
- У нас появился первый продюсер, наш давний друг Саша Боровик, он же Сет. Мы стали сотрудничать с ним и сняли вместе в Краснодаре клип на песню «Мертвый город». Разместили его в интернете и, если память мне не изменяет, его даже показывали по ТВ. Именно тогда мы стали известны за пределами Краснодара, начала приходить обратная связь из других городов. Этот период и можно назвать точкой отсчета популярности за пределами родного города.
- Что вы почувствовали после своего первого концерта в Краснодаре?
- Честно говоря, первый концерт в Краснодаре с треском провалился. Я всегда волнуюсь перед концертом, и масштаб площадки, города, клуба не имеет значения. Мне кажется, это хорошее чувство. Если нет волнения, нет и вдохновения. Одно невозможно без другого.
- То есть, артист, который не волнуется перед выступлением – больше не артист?
- Я опередил ваш вопрос про волнение. Есть разные периоды в жизни и в работе, поскольку это не только про творчество. Бывает, что ты просто безумно устаешь, тебе пресыщается концертная жизнь, и какие-то концерты ты уже просто проводишь в спокойном темпе без волнения. В такие моменты лучше сделать паузу и дождаться, чтобы волнение опять появилось, ведь оно дает самому артисту настоящие и яркие эмоции от концерта.
- А как произошел разрыв группы?
- За долгое время совместной работы мы стали разными: и людьми, и творческими единицами. Нам стала нравиться разная музыка, у нас появился разный взгляд на стихи. В основе любого дуэта лежит союз двух единомышленников, людей, которые двигаются в одном направлении, имеют единое мнение по ключевым моментам. И когда это ушло, дальнейшей совместной работы не сложилось. В один прекрасный момент – это было лет пять назад, после концерта в Ростове, мы около часа откровенно проговорили на заднем дворе клуба, пожали друг другу руки и разошлись.
- Легче творить и писать сольно или в группе? Почему?
- Везде есть свои плюсы и минусы, свои подводные камни. Что-то проще и лучше делать в группе. Все зависит от конкретной задачи.
Надрыв – это наше исключение
- Важно ли рэперу пройти через душевные страдания - влюбленность, разлуку, предательство, чтобы создать хороший текст?
- Я не думаю, что рэпер каким-то образом отличается от других людей, которые пишут стихи – это лишь вопрос жанра. Безусловно, чем больше переживаний испытывает поэт, тем больше он может рассказать своей аудитории.
- В ваших песнях улавливается некий надрыв. Такая глубина свойственна только русским рэперам?
- Мне кажется, в этом действительно заключается некая особенность русских исполнителей, поскольку среди западных артистов такая тонкая эмоциональная передача встречается гораздо реже. Там исполняются песни, в которых доминирует крик и агрессия, но надрыв – это скорее исключение из правил. Наше исключение.
- Когда вы первый раз влюбились? Помните? Часто ли вы обращались и обращаетесь к этим воспоминаниям, чтобы написать песню?
- Конечно, помню, но я женат и предпочту не развивать эту тему. Первая влюбленность была еще в школе, у «Триады» есть песня «Первая весна», где это достаточно подробно описано. Раз все уже было сказано в ней, я к этому никогда больше не возвращался.
Небольшое музыкальное зло
- Почему юг России богат на рэперов (Вы, Баста, Каста). Связано ли это с региональной привязкой?
- Я не считаю, что рэп как-то связан с географией. Да, если взять последнюю декаду, был период, когда артисты с юга стали популярными на всю Россию, но сейчас, это совершенно разные регионы: Уфа, Белгород, Новосибирск, какой-то конкретной привязки нет. Если ты сам из этого региона или города, ты машинально прислушиваешься к новостям о твоих земляках, из-за этого акценты немного смещены.
- Вы следите за молодыми исполнителями и группами, есть шансы, что кто-то из Краснодара еще заявит о себе на российской сцене?
- Учитывая, что у меня достаточно насыщенная профессиональная жизнь, и я не являюсь продюсером, пристально не слежу за творчеством артистов, знаю только тех, кто уже стал, либо тех, кто вот-вот станет «явлением» на музыкальной арене, но, думаю, вы и так о них уже слышали.
- А как вы относитесь к «поющим блогерам»? Каждый известный человек может стать певцом? Что для этого нужно?
- Ну, это тема не новая, всегда вслед за популярностью в одной сфере хотят притянуть и другую, зарабатывать больше денег. Иногда это удавалось, и было здорово, талантливо. Если говорить о 90-х годах, существовали уже другие правила, в основном, женские коллективы, через которые ты мог стать популярным, теперь – блогеры. Отношусь к этому - как к небольшому музыкальному злу, которое уже не сильно напрягает.
Талантливо прожить, а не сыграть
- Актерская карьера у вас началась с клипа «Дежавю», правда ли, что вы задумались о кино именно в это время?
- Да, это действительно так, хотя между первой ролью и клипом «Дежавю» прошло около десяти лет. Там был простой клип, где надо было отыграть целый спектр эмоций в кадре. До этого я не знал, получится ли из этого что-нибудь, оказалось, все прошло достаточно хорошо, об этом говорили не только люди на площадке, но и зрители. Все советовали пойти в актеры, но понимания, что нужно сделать, чтобы начать карьеру в кино, не было.
- Ваш первый актерский опыт был в сериале «Реальные пацаны»?
- На самом деле это не так. Первый актерский опыт – сериал «Лучик», потом эпизод в сериале «Чужая кровь», роль в фильме «На районе» с Даней Козловским в главной роли, и только несколько лет спустя, я появился в «Реальных пацанах».
- Как вы оцениваете свою игру в сериале?
- На самом деле я очень хорошо знаю авторов сериала, Вову Морозова и Сашу Читу, дружу с ними и с Жанной Кадниковой, поэтому сниматься в «Реальных пацанах» было очень легко. Атмосфера на площадке была потрясающая. Создалось ощущение, что ты приехал в гости к родственникам, тебя кормят, поят, развлекают и, плюс, снимают. Воспоминания о том времени остались только самые светлые. У Жанны определенный творческий подход, она любит в актерах естественность, когда они фактически играют самих себя. Достаточно погрузить их в определенную ситуацию, и она сама подскажет, как действовать. По жанру сам сериал очень легкий, поэтому мне сложно объективно оценить свою актерскую игру, скорее для меня все было просто и органично.
- Как актеру заставить зрителя воскликнуть «верю»? Что для этого нужно?
- Как бы это не прозвучало, нужно работать честно. Много людей, которые давно в профессии, начинают халтурить, играть шаблонами. Если работа была проделана честно, в независимости от ее масштаба, если был подробный разбор персонажа, продумана предыстория и т.д., то роль получится настоящей. Мы увидим, что актеру удалось именно талантливо прожить, а не сыграть на сцене. Вот тогда зритель и воскликнет «верю»!
- С кем из известных режиссеров России хотели бы поработать? А из мировых режиссеров?
- Вопрос довольно распространенный, есть мнение, что актеры вообще должны выстраивать целеполагания в отношении режиссеров, выписывать каждый месяц фамилии тех, с кем они хотели бы поработать. Однако мой личный опыт подсказывает, что есть великие режиссеры, которые снимают крайне посредственные фильмы, а есть режиссеры, которые могут снять 18 плохих фильмов и один гениальный. Я бы хотел сниматься просто в хорошем кино, поэтому каких-то кумиров среди режиссеров у меня нет.
Делай, что можешь и будь, что будет
- Как думаете, почему в наше время сериалы стали популярнее фильмов?
- Есть несколько моментов. С одной стороны, увеличились бюджеты - и сериалы стали зрелищнее, красивее, тем самым стали больше привлекать зрителя. С другой стороны, в сериалах заложено больше классической актерской и режиссерской работы. Я имею в виду, что режиссер и актер взаимодействуют на протяжении одного, двух сезонов, а это уже больше похоже на театральную постановку. Есть больше времени на то, чтобы проанализировать своего персонажа, вжиться в роль, понять, что хочет режиссер, найти контакт с партнерами. Во всем этом больше честности, мастерства, поэтому людям интереснее за этим наблюдать.
- Бывает же такое, смотришь фильм и думаешь: «Блин! Да тут все ситуации из моей жизни! Это прям про меня». У вас есть такой фильм или сериал?
- Я так могу сказать про фильм «Отец». В нем просто гениально сыграл Энтони Хопкинс. Мою семью не обошла трагедия, у мамы в последние годы жизни началась деменция. Хопкинс очень четко и мастерски передает все особенности этого заболевания, его развитие, то, как происходит взаимодействие с родными, самим собой, на экране он создает абсолютно целостную картину. Такое кино очень сложно смотреть без слез. Здесь можно сказать только «браво»!
- Если бы вы сняли фильм про свою жизнь, как бы он назывался?
- Я бы назвал его «Человек, который пытался». Я всегда жил и стараюсь жить по принципу «делай, что можешь и будь, что будет». А вот смог или нет, это уже решат мои современники или потомки.
Любить Родину - это и есть патриотизм
- Владимир, вы снялись в третьем сезоне сериала «Патриот» на ТНТ – это история про бывшего солдата, который учит всех вокруг любить Родину. Расскажите подробнее о вашем герое.
- Моего героя зовут Гера – это прозвище, настоящее имя – Андрей Сергеевич Рублев. Он из небогатой семьи, отец погиб на вахте под Новым-Уренгоем, когда ему было шесть лет, поэтому в детстве было нелегко, нередко приходилось донашивать старые вещи. У него есть две старшие сестры, но они давно упорхнули из семейного гнезда. Мама осталась одна и перестала общаться с Герой, когда тот стал употреблять наркотики. Гера – талантливый парень, но из-за своей пагубной привычки растерял свои положительные качества. К счастью, ему удается выкарабкаться после курса лечения в реабилитационном центре. С наркотиками он завязал, но они наложили на него определенный отпечаток о потерянных годах жизни.
- Изначально главный герой сериала хотел всех перевоспитать, занимал активную социальную позицию. А какая позиция ближе вам – активная или лучше «строить» свой мир и не лезть в чужие дела?
- Я считаю, что обе позиции неотделимы друг от друга. В первую очередь, конечно, необходимо заниматься собой, но, когда ты сталкиваешься с вопиющей несправедливостью, ничем не объяснимым проявлением злобы, агрессии, жестокости, реагировать на это нужно, нельзя бездействовать и вести себя отрешенно, будто это тебя не касается.
- Что значит понятие «патриот» лично для вас?
- На мой взгляд, все очень просто. Патриот – это человек, который любит свою Родину, точно также как мы любим своих родителей, детей, жен или мужей. В понятие «Родина» входят все аспекты: люди, менталитет, насущные проблемы, сложная история. Мы же не перестаем любить своих родителей, какими бы они не были, да, мы можем на что-то сетовать, что-то пытаться в них исправить, но это, как правило, бесполезно. Любить Родину, несмотря ни на что – это и есть патриотизм.
- Как думаете, что цепляет зрителя? Ведь на ТВ сейчас достаточно юмористического контента.
- Во-первых, большое количество интересных, разноплановых персонажей. Окружение Сани четко очерчено, многие узнают в героях себя, либо знакомых им людей, либо саму ситуацию, в которую попадают эти персонажи. Во-вторых, это сложный и многогранный сериал, в нем присутствуют драматические повороты, которые переводят его из жанра комедии в трагикомедию. Сделать просто смешную комедию легко, нужно лишь вспомнить старые простые голливудские приемы и, например, бросаться друг в друга пирожными, а вот создать что-то умное, сложное, с надрывом и ноткой грусти, вот это, мне кажется, и удалось реализовать.