Большинство людей сегодня «ушли в серию»: многие часами не отрываются от мониторов - смотрят «Игру престолов», «Друзей», «Во все тяжкие»… Киновед рассказал «АиФ-Юг» о том, как произошел очередной мировой сериальный бум и что легче воспринимать: многоэпизодную постановку или полнометражный фильм.
И Скорсезе туда же
После финальной серии «Игры престолов» в 2019 году было опасно заходить в социальные сети – такие бушевали страсти. Проверенные годами «Друзья», «Во все тяжкие», «Теория большого взрыва» по сей день смотрят и пересматривают. Ну а новые сериалы - «Чернобыль», «Мандалорец», «Ведьмак», «Половое воспитание», «Эйфория» и т.д. сразу после выхода становятся хитами.
Сейчас ситуация немного изменилась: «Чернобыль» и «Во все тяжкие» делят четвертое и пятое место. А на вершину вернулись документальные шоу о Земле. Но смысл остался прежним – за последние годы сериалы серьёзно потеснили традиционный кинематограф не только в области зрительского внимания. В сериалы пришли большие деньги, бюджет отдельных серий «Игры престолов» доходит до 15 миллионов долларов. Маститые режиссёры не отказываются, как раньше, снимать сериалы, а с удовольствием идут в них. Свои многосерийные работы уже сняли Мартин Скорсезе, Стивен Содерберг, Гильермо Дель Торо, Гас Ван Сент, Ридли Скотт, Дэвид Финчер и многие другие. Так почему сериалы вновь на коне?
Поймать на крючок
«Сегодня, в эру цифровых технологий, быстрого интернета и социальных сетей, сериалы нового порядка стали альтернативой кинематографу, - объясняет киновед Виктор Венгерский. – Разделение зрителей на некие типы, лишь подтверждающие принадлежность к той или иной касте, сформировалось не сейчас, а происходило на протяжении последних семидесяти лет, после появления массового телевидения.
Деревянные ящики, транслирующие картинку, вывели медиа на новый уровень, поселились в наших домах и заменили собой походы в кинотеатры. Вследствие чего кинематограф пребывал некоторое время в кризисе. Но, вообще-то, сериалы сильно обязаны своему старшему брату, поскольку первые их ласточки вышли именно из больших залов и имели приставку не теле-, а кино-. Еще в начале 1910-х годов в настоящих киностудиях снимались полноценные сезоны приключенческих или детективных историй. Например, «Что случилось с Мэри?» и «Кто женится на Мэри?» (США), «Доктор Фантом» (Франция) и «Арсен Люпен против Шерлока Холмса» (Германия).
Чуть позже Луи Фейад во Франции снимет потрясающего «Фантомаса» в пяти эпизодах, а ему в ответ, в рамках конкуренции между крупнейшими студиями, американцы при содействии французов из фирмы «Патэ» создадут «Злоключения Полин или Тайны Нью-Йорка», прообраз фильмов об Индиане Джонсе. Соперничеству придавала яркость публика, которая битком заполняла кинозалы, а затем ждала с нетерпением свежий эпизод. Именно тогда (хотя само слово было придумано позднее) стал применяться клиффхэнгер – зацепка, крючок, триггер – художественный прием, при котором авторы намеренно обрывают концовку на очень интересном месте с вполне очевидной целью: чтобы зритель вновь пришел в кинотеатр».
По словам Виктора Венгерского, традиция эта восходит еще «серийным» романам известных писателей в разнообразных литературных журналах. Будь то Достоевский, Марк Твен или «Сага о Форсайтах», - если текст интересен для динамического чтения, то газету или журнал будут покупать, чтобы прочесть новую главу. Сериалы дают эту динамику почти всегда, в отличие от кинематографа, где вдумчивый зритель продвинется дальше скороспелого. Главное, чего требует подобный контент – это привлечение нашего внимания. Но завоеванное внимание необходимо ещё удержать.
«Когда родилось телевидение, то и жанровая составляющая телешоу стала играть важную роль, - продолжает киновед. - Если прежде, в эру немого кино, зритель ходил в кинотеатр и смотрел все, что угодно, как зачарованный, то в 1950-х годах специфика изменилась, и сериалы приобрели ориентацию на конкретную целевую аудиторию. Поклонники хорроров смотрели «Эббота и Костелло», любители запутанных сюжетов разгадывали «Перри Мейсона», а такой саспенс-перфекционист как Альфред Хичкок создал детективное телешоу, куда приглашал даже кинозвезд вроде Джозефа Коттена или Петера Лорре!».
Контент попроще
Кинематограф, по словам Виктора Венгерского, преодолел кризис 1950-х и стал предлагать зрителям более качественную продукцию, поэтому интерес к сериалам стал угасать, и в 1980-е они рассматривались скорее, как развлечение для гиков или домохозяек. Особенно после изобретения мыльных опер.
Дело несколько поправили многочисленные молодежные сериалы, выходившие в 1990-х («Элен и ребята», «Беверли Хиллз-90210» и т.д.). Но по-настоящему качественный скачок произошел уже в нулевых, когда крупные студии стали вкладывать большие деньги в производство подобных шоу. Это позволило привлекать к написанию сценариев подлинных мастеров своего дела типа Аарона Соркина, а на главные роли приглашать серьезных актеров, которые прежде отказывались от работы в сериалах, дабы не стать актером одной роли и избежать приставучего ярлыка (в наше время актер Люк Перри был более известен как Дилан из «Беверли Хиллз»).
«Такие телешоу как «Игра престолов», «Настоящий детектив» или «Твин Пикс» держат зрителя в напряжении и заставляют возвращаться в мир сериала снова и снова, - продолжает Виктор Венгерский. - На мой взгляд, само погружение в шоу значительно легче, чем тот же процесс при просмотре кинофильма.
Как заметил мой коллега Иван Никитенко, фильмы смотреть сложнее, потому что каждый раз нужно переступать через порог вхождения – привыкать к персонажам, разбираться в их мотивациях и конфликтах. А в сериале это происходит медленнее, никто тебя не торопит, познакомился с персонажами – и наблюдай, как они в каждой серии по сантиметру приближаются к развязке.
Соответственно, сериал можно откладывать на время как книгу, а затем возвращаться к ней. Современный мир очень тороплив, все куда-то бегут, спешат и на вдумчивый просмотр серьезной кинокартины не всем хватает времени. Сериалы выручают зрителя тем, что предлагают более усваиваемый контент – тот, что легче воспринимается и поступает порциями по 20-30-60 минут. Едешь в транспорте, отдыхаешь в обеденный перерыв или на большой перемене, остаться в теме. Кино такого обращения не терпит».