Что с импортозамещением? По каким отраслям санкции ударили больнее всего

Один из крупнейших портов РФ находится в Новороссийске, по грузообороту он третий в Европе. © / пресс-служба администрации Краснодарского края

Сейчас, когда со всех сторон на Россию накладывают санкции, самое время узнать, насколько сработало импортозамещение, о котором так много говорили в последние годы. Под санкционным давлением страна живёт с 2014 года, но в последние полтора месяца количество всевозможных запретов и ограничений со стороны Запада увеличилось до рекордного уровня. О том, каким секторам экономики пришлось тяжелее всего, в каких отраслях импортозамещение уже показало себя, а где этот путь только предстоит пройти, и что могут унести с собой уходящие с российского рынка бренды, «АиФ-Юг» рассказал доктор экономических наук Александр Полиди.

   
   

Кто пострадал?

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»:  Александр Анатольевич, Россия уже подверглась рекордному санкционному давлению - даже на Иран и Кубу не накладывали столько запретов и ограничений. И останавливаться никто не собирается - сейчас Евросоюз обсуждает шестой пакет санкций. В таких условиях  уже понятно, на каких отраслях и направлениях российской экономики это отразилось наиболее болезненно?

Фото: Из личного архива/ Александр Полиди

Александр Полиди: На мой взгляд, наиболее уязвимыми оказались отрасли, использующие высокотехнологичное оборудование. Больше остальных пострадала авиация, потому что практически 80 % российского парка составляют лизинговые самолёты иностранного производства. Болезненно ударили санкции по телекоммуникациям. Безусловно, серьёзно пострадал банковский сектор, который теряет доходы от операций по картам и совершения операция с валютой плюс идёт отток клиентов по кредитным продуктам. Это, пожалуй, три наиболее пострадавшие отрасли. Пока это незаметно, но в ближайшее время мы увидим влияние санкций на строительную отрасль, так как она очень инвестиционно ёмкая, то есть чувствительная к стоимости финансирования.

- Если спуститься с федерального на региональный уровень и посмотреть на то, как санкции отразились на экономике Краснодарского края?

- Если говорить только о Краснодарском крае, то у нас в результате ограничений серьёзно ограничена работа портов. А ведь проходившие через них экспортно-импортные операции были и остаются очень серьёзным источником дохода, в том числе и для регионального бюджета. Болезненно для края и то, что с конца февраля у нас не работают три крупных аэропорта. Кроме прямой прибыли за счёт пассажирских перевозок сокращается и туризм - как обычный, так и деловой.

досье
Александр Анатольевич Полиди - доктор экономических наук, бизнес-консультант, профессор, заслуженный экономист Кубани, заместитель председателя Общественной палаты Краснодарского края, эксперт Высшей аттестационной комиссия Минобрауки РФ, Законодательного Собрания Краснодарского края, Аналитического центра при Правительстве России. Руководил разработкой стратегий социально-экономического развития ЮФО, Краснодарского края, Сочи, Краснодара, 9 муниципальных образований Кубани.

   
   

Где получилось?

- Сейчас самое время поговорить о результатах работы по импортозамещению, которую государство вело на протяжении последних лет. На ваш взгляд, в каких отраслях результаты этой работы наиболее заметны?

- Импортозамещение идёт, хотя, надо признать, не всегда и не везде нужными темпами. Самый большой, заметный и осязаемый успех - в производстве агропромышленной продукции. Это был наиболее чувствительный рынок и в социальном плане, и с точки зрения неиспользованных ресурсов. Но за последние семь-восемь лет удалось свести к минимуму зависимость от импорта в этом секторе.

На порядок хуже импортозамещение удалось реализовать в машиностроении - отечественный среднемагистральный самолёт МС-21 планировали запустить в серийное производство, но дважды переносили срок. Сейчас уже говорят о 2025-2026 годах. Причины в том, что наши предприятия оказались отрезанными от западных технологий в производстве авиационных двигателей и композитных материалов. Фактически, американские двигатели, которые планировали использовать в самолёте, уже не поставляют, а российские ещё не готовы. Самая драматичная ситуация сейчас в полупроводниках, в производстве оборудования для телекоммуникационных компаний, где мы практически полностью зависим от зарубежных поставщиков.

- И как, на ваш взгляд, решать эти проблемы? Нельзя же быстро создать собственное производство тех же чипов?

- Покупать необходимые компоненты - те же полупроводники - за рубежом до недавнего времени было обыденным делом, так наша страна была интегрирована в глобальное разделение труда. Кстати, как и все крупнейшие экономики мира, тот же Китай, Индия и т.д. С точки зрения экономики ни одно государство планеты не обладает необходимыми компетенциями, которые позволят производить на своей территории весь спектр товаров, технологий, услуг. Поэтому говорить о том, что мы сами обеспечим себя всем необходимым, нельзя. В вопросе импортозамещения, на мой взгляд, надо выделить критически значимые отрасли, в которых невозможно мириться с зависимостью от зарубежных поставщиков. И именно на них сосредоточить научно-технический, исследовательский, промышленный потенциал. А заниматься импортозамещением везде и сразу не только невозможно, но и губительно. Ни одна экономика мира такое просто не потянет.

Фото: АиФ-Юг/ Алена Середа

Cколько времени нужно?

- Александр Анатольевич, всё же о времени - сколько его нужно, чтобы «подтянуть» отстающие отрасли?

- В IT, в частности, в производстве программного обеспечения и АПК мы находимся впереди - тут никого догонять не нужно, надо думать о дальнейшем развитии, а оно может быть ограничено отсутствием доступа к современному оборудованию. В других отраслях догонять мы можем пять-шесть лет, а за это время лидеры уйдут дальше. Технологическое отставание, которым никто не занимался на протяжении 20 лет, является для нас критически значимым. Выпадающие компетенции нужно ещё создать, нарастить. Поэтому очень важно в импортозамещении обозначить чёткие точки роста, на которых и сосредоточить усилия. Если размазывать усилия и пытаться импортозамещать всё, то ничего, кроме вреда, экономике это не принесёт.

- Многие иностранные бренды громко заявили об уходе из России - одни действительно закрыли свои магазины и представительства, другие добавили, что делают это временно «в связи с перенастройкой логистических цепочек», третьи передали управление российским компаниям. Насколько серьёзен уход с российского рынка мировых компаний - замена им найдётся?

- Надо понимать, что никакая компания не уйдёт с рынка просто так: сегодняшние прощания и заявления об уходе - это результат политического давления, а не обдуманное решение. Ведь бизнес хочет в первую очередь зарабатывать деньги. Для нашей экономики зарубежные компании сделали многое - они принесли новые стандарты корпоративной культуры, социальную и экологическую ответственность, правила работы с персоналом. Боюсь, что уходящие компании могут унести вместе с собой всё это. Поэтому те, кто хлопает в ладоши и заявляет, что и без них справимся, на мой взгляд, не понимают что делают.

Авиация, телекоммуникации и банки - три наиболее пострадавшие от санкций отрасли.

Конечно, часть компаний, будучи вынужденной соблюдать политические нормы поведения, приостановила работу. Часть переходит под российские бренды. Некоторые, как, например, OBI, передаёт бизнес российскому партнёру, но фактически сохраняет линейку, стандарты обслуживания, сервиса, производственные процессы. Кстати, большинство иностранных брендов - это фактически российские компании, в которых работают наши граждане, они используют отечественное сырьё, платят налоги в бюджет страны. Тот же «Макдоналдс», на котором трудятся около 180 тысяч россиян, платит такую сумму налогов, которая равна бюджету полуторамиллионного Краснодара. Поэтому надо крайне осторожно подходить к восторгам по поводу ухода иностранных брендов.  На мой взгляд, временная приостановка работы объяснима, как и переход под контроль российских партнёров, но на то, чтобы уйти с российского рынка надолго и, тем более, навсегда, пойдут только единицы. Да и то компании, для которых наш рынок был далеко не основным.