«Чуть не поверила». На какие новые уловки идут телефонные мошенники?

Владислава Макарчук / АиФ

Более 2 млрд рублей жители Краснодарского края перевели телефонным аферистам с начала 2023 года. От мошенничества и краж с банковских счетов пострадал  8201 человек. Людям звонили по мессенджерам, представлялись сотрудниками службы безопасности банка и полицейскими, заманивали на поддельные сайты и привлекали несуществующими скидками, выигрышами и призами.  Казалось бы, схемы злоумышленников известны, однако люди продолжают попадаться на крючок. Почему мошенникам верят и как обезопасить близких, выяснял «АиФ-Юг».

   
   

Капитан полиции на связи

«На днях утром поступил звонок на телефон с незнакомого номера. Ответила, мужской голос представился капитаном Гуровым из отдела по борьбе с экономическими преступлениями города Москвы, - рассказывает краснодарка Оксана Вострикова. - Я сразу заподозрила неладное, так как про телефонные мошенничества знаю давно. Работаю в СМИ и не раз готовила материалы на эту тему, думаю, послушаю, что на этот раз изобрели махинаторы. Человек начал рассказывать, мол, в столичное отделение банка, в котором я, кстати, обсуживаюсь, пришёл мужчина с доверенностью от меня и хотел взять кредит на моё имя, а я якобы лежу в больнице и срочно нуждаюсь в деньгах на операцию. Схема не новая, но меня насторожило, что звонивший назвал моё полное имя и адрес прописки в Краснодаре. Более того, голос у него был уверенный, и, действительно, можно принять его за полицейского, так как в речи были некоторые выражения, присущие профессиональной среде силовиков. Не скрою, на несколько секунд я растерялась и чуть не поверила говорившему. Но закончила разговор на том, что если всё это правда, пусть присылает официальную повестку, явлюсь в отдел полиции. После этого звонка я набрала в интернете его звание, фамилию, ведомство - словом всё, что запомнила из разговора. Оказалось, что не мне одной поступил такой звонок. Люди из разных регионов оставили свои отзывы, что им также звонил «полицейский из первого отдела».

Оксана смогла вовремя и правильно среагировать и не поддаться на уловки аферистов, но, несмотря на то, мы практически каждый день слышим истории, как кого-то обманывают телефонные мошенники, люди всё равно попадают в эти неприятные ситуации и отдают преступникам свои деньги, причём порой довольно крупные суммы. Так, житель Каневского района перевёл мошенникам из банка 1,2 млн рублей, для этого он взял кредит. Метод распространённый: мужчине позвонили с неизвестного номера. Собеседник представился следователем по особо важным делам и сообщил, что кто-то хочет перевести деньги с его банковского счёта. В связи с этим в ближайшее время с мужчиной свяжется сотрудник банка. В следующий раз позвонила девушка и заявила, что каневчанину срочно необходимо изменить лицевой счёт, чтобы прекратить мошенническую операцию. Ему нужно было снять деньги и зачислить средства на другой счёт. Мужчина перевёл на чужой счёт 150 тысяч рублей. Затем женщина сообщила, что кто-то пытается взять на него кредит, поэтому нужно опередить злоумышленников и подать заявку раньше - это каневчанин и сделал. Так как в станице вечером он не смог обналичить крупную сумму, он поехал в Краснодар, где снял миллион рублей и перевёл мошенникам.

Деньги в опасности

Расследовать подобные преступления нелегко.

«Львиная доля мошенничеств с использованием мобильной связи совершается лицами, находящимися за пределами РФ, а похищенные деньги выводятся в сопредельные государства, - комментирует начальник отдела по раскрытию хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю Евгений Иваненко. - В 2023 году на 28% увеличилось количество зарегистрированных IT-преступлений, однако уменьшилось количество краж с банковских счетов на 10,4%. Возмещённый материальный ущерб от раскрытых кибермошенничеств и краж составил 457 млн 302 тысячи рублей: наложен арест на сумму около 400 миллионов, изъято более 11 миллионов, добровольно погашено 48 млн рублей, предъявлено исков на сумму 17 млн рублей».

Мошенники придумывают новые схемы, совершенствуются технически. Например, когда звонят, на заднем фоне слышны звуки реального колл-центра. Такой звук может быть специально сгенерирован, а может быть и реальность.

   
   

По словам Евгения Владимировича, мошенники идут по пути так называемых холодных звонков, обзванивая всех подряд, потому нужно быть бдительными и помнить, что сотрудники банков и правоохранительных органов не спрашивают персональные данные, не просят назвать пароли, смс-коды, не присылают фото своих служебных удостоверений и т.д. Всё это делают только мошенники. Более того, они могут с помощью специальных программ подделывать номера, с которых звонят. Не следует доверять, даже если поступает сигнал с «900».

Преступники следят за новостной повесткой, и сейчас, например, говорят своим жертвам, якобы с их банковского счёта были переведены деньги для Вооружённых сил Украины, поэтому надо срочно остановить транзакцию.

Кто становится жертвой?

Есть мнение, что жертвы телефонных мошенников - это в основном пенсионеры, жители сельской местности, люди, не имеющие хорошего образования. На самом деле  пострадавшими от IT-преступлений становятся люди абсолютно разного возраста, профессий, статуса и образования. Среднестатистический портрет потерпевшего выглядит так: работающий мужчина или женщина в возрасте от 25 до 44 лет, проживающий в городе со средним уровнем дохода.

По словам начальника пресс-службы ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александра Рунова, в последнее время участились способы мошенничества по уже старой и, казалось бы, всем известной схеме, когда злоумышленники обманывают людей, якобы их родственник попал в ДТП. Эта легенда существует уже почти 20 лет, но всё равно преступники находят таким способом жертв. Например, в Краснодаре две женщины, желая помочь близким, передали неизвестному им курьеру 400 тысяч рублей.

Сотрудники банков и правоохранительных органов не спрашивают персональные данные, не просят назвать пароли, смс-коды, не присылают фото своих служебных удостоверений и т.д. Всё это делают только мошенники.

Вопрос, который многих беспокоит, откуда у мошенников наши персональные данные, причём не только ФИО, но и адрес регистрации? Как пояснил Евгений Иваненко, если вы хоть раз оставляли информацию о себе в интернете: социальных сетях, сервисах доставки еды, такси, онлайн-магазинах и т.д., то нет гарантии, что она не попадёт в руки жуликов. Более того, нередко имелись случаи, когда недобросовестные сотрудники банков, мобильных операторов за вознаграждение передавали данные клиентов мошенникам, становясь тем самым соучастниками преступлений.

«Самый крупный ущерб из моей практики - 124 млн рублей, преступление совершено в ноябре прошлого года, - продолжает Евгений Владимирович. - Пострадавших обманули, представившись сотрудниками банка. Одновременно позвонили супругам и сообщили, что средства в опасности. И муж, и жена стали переводить деньги мошенникам. Дело ещё расследуется. В этом году самый большой ущерб - 20 млн рублей.

Ещё один распространённый способ мошенничества, как рассказал Александр Рунов, это так называемые сайты-двойники - отелей, сервисов аренды жилья, покупки недвижимости и земельных участков. Пользователь заходит на портал, абсолютно идентичный по дизайну настоящему, и, допустим, бронирует номер в отеле, а на самом деле переводит деньги жуликам. Выясняется это уже по факту, когда с семьёй и чемоданами приезжает в гостиницу. Привлекают, как правило, такие сайты более низкой стоимостью проживания, нежели реальные цены, поэтому лучше позвонить в гостиницу и удостовериться, что не попали на фейковую страницу.

Ещё сейчас распространены мошенничества, связанные с информационными продуктами, в том числе подписками. Допустим, человек оформляет её на рубль, а у него потом списывают сумму в сотни раз больше».

Правила кибергигиены

«За первый квартал 2023 года банки страны предотвратили хищение средств клиентов на сумму 712 млрд рублей, успешно отразили около 3 млн атак кибермошенников. К сожалению, были и успешные мошеннические действия. Произошло 252 тысячи операций без согласия клиентов, ущерб составил 4,5 млрд рублей. Преступники стали часто пользоваться QR-кодами для обналичивания средств в обход карт. Также распространяют QR-коды, которые ведут на мошеннические интернет-ресурсы, обещая соцвыплаты и льготы. Если вы планируете расплатиться или оставить чаевые с помощью QR-кода, убедитесь, что сверху не наклеена ещё одна похожая картинка. Имеют место истории с якобы похищениями родственников, - прокомментировал эксперт Южного ГУ Банка России Максим Чучков. - Основная часть преступлений совершается с использованием телефона и смс - до 60%. Сейчас банки совместно с правоохранительными органами ведут усиленную работу по блокировке таких счетов, поэтому мошенники стали использовать мессенджеры - 12%, соцсети - 10%, электронную почту - 9%. Ищут жертв также на сайтах-двойниках (7%) и поддельных приложениях банков (2%). Если соблюдать правила кибергигиены и информационной безопасности, атаки мошенников не страшны».

Самые распространённые способы IT-преступлений:

  • 41,05% - покупка-продажа товара на интернет-сайтах
  • 13,77% под видом сотрудника банка
  • 4,8% - под видом сотрудника правоохранительных органов
  • 3,4% - игровые платформы (биржи)
  • 2,6% - под предлогом приобретения или аренды жилья
  • 1,8% - получение «компенсации» за купленные ранее лекарства
  • 32,3% - другие способы

Возраст пострадавших от IT-преступлений:

  • 3471 человек в возрасте от 30 до 50 лет
  • 2228 - от 60 лет и старше
  • 1382 - от 18 до 30 лет
  • 900 - от 55 до 60 лет 

Кодовое слово

 «Мошенники внезапно врываются в нашу размеренную жизнь. Например, человек занимается домашними делами или находится на рабочем месте и тут ему поступает звонок с каким-то экстренным сообщением, создавая тем самым аварийную ситуацию для психики, - объясняет кризисный психолог Анна Бзыкова. - Жизни близких людей, деньги - это важные ценности и ресурсы, и когда они оказываются под угрозой, происходит реакция шока, замирания. Человек теряет контроль над ситуацией, «выключается» левое полушарие мозга, отвечающее за логику и анализ, а работает только правое полушарие, управляющее эмоциями. В момент стресса возникает нормальная реакция, но на ненормальную ситуацию, которую и создают мошенники. Только подготовленный человек может в такой момент противостоять массированной атаке и реагировать быстро, чётко и правильно. Моя рекомендация - тренироваться, искусственно создавать похожие ситуации, чтобы в реальном случае знать как действовать. А нужно прекращать разговор с жуликами, отключать телефон. Например, проговорите это со своими родителями, пожилыми родственниками, учитывая их состояние здоровья, и смоделируйте такой звонок. Когда есть натренированность, больше вероятности, что человек сможет сориентироваться.

Ещё одна рекомендация - придумайте кодовое слово. Такую практику используют некоторые родители с маленькими детьми. Например, если к ребёнку подойдёт незнакомец и предложит пойти с ним, даже от имени мамы или папы, малыш должен спросить кодовое слово. Это слово он заранее с мамой обговаривает, об этом пароле никто кроме ребёнка и его родителей не знает. По такому же принципу можно действовать и со старшим поколением. Если им будет звонить мошенник, говорить, например, что их сын или дочь в больнице, попал в аварию и срочно нужны деньги, они потребуют назвать это кодовое слово.

Мошенники, как правило, либо пугают, либо соблазняют, например скидками, бесплатными предложениями, покупками за 1 рубль, и люди часто ведутся на такие уловки. Тут важно не терять голову и адекватно оценивать информацию».

Важно
Телефон горячей линии по IT-мошенничеству, функционирующий в ГУ МВД России по Краснодарскому краю: 8-999-437-43-53. Если со счёта всё же списали деньги, необходимо позвонить в банк и заблокировать карту, написать в течение 48 часов заявление о несогласии с операцией и обязательно составить заявление о факте мошенничества для передачи в правоохранительные органы.