Чуть не проспали, потеряли рюкзак. Каким помнят 1 сентября разные поколения

Елена Бондаренко на линейке (на первой фотографии) и она же со своей дочкой Кристиной первого сентября. © / АиФ-Юг

Первое сентября – особенный праздник. И, как оказалось, в первую очередь не всегда для школьников, а больше для их родителей. Традиционные линейки, букеты и шары – часть неотъемлемая, однако не только эти праздничные воспоминания остались в памяти. Рассказываем о том, каким запомнили свой первый День знаний сотрудники «АиФ-Юг».

   
   

О школе мечтала, форму примеряла раз десять

«Я мечтала пойти в школу и даже завидовала тем, кто уже учится, - вспоминает Фатима Шеуджен. - К тому моменту, как отправилась в первый класс, умела и читать, и писать, и считать. Помню, моим подругам, которые ходили в детсад, подарили на выпускном чёрные лаковые ранцы, на которых были нарисованы волк и заяц из мультфильма «Ну погоди». Я не ходила в садик, но мне тоже купили такой же портфель, а к нему ещё красивую большую коробку с надписью «Подарок первокласснику», в которой были тетрадки, ручки, карандаши фломастеры.

Вот долгожданный день настал. У соседки тети Любы росли красивые цветы, и она нарвала мне букет астр. Школьную форму я, наверное, примеряла раз десять и вот, наконец, я могла в ней покрасоваться. Волосы были короткие, но мне соорудили из белых бантов розочки (тогда это было модно), завязали два хвостика, и я отправилась в школу. Линейку не очень запомнила, но после нее мы всем классом сфотографировались. Потом был классный час, на котором все познакомились и родители нам в честь праздника накрыли сладкий стол. В общем, в школу я ходила с удовольствием.

Чего, кстати, не могу сказать о своем сыне. Он, в отличие от меня, в детсад ходил с двух лет и ему там нравилось. В школу он особо не хотел, но с ней его примеряло то, что в одном классе с ним оказались некоторые одногруппники из детсада.

Сначала было все хорошо, но когда детей собрали на линейку, а первоклассников посадили на стульчики, сын вдруг заревел и стал требовать, чтобы его отвели домой. Честно говоря, мы такого не ожидали, плаксой он не был, наоборот отличался общительностью, легко заводил друзей и с удовольствием с ними общался. В общем, еле дождались конца линейки и отправились домой. Праздника не получилось. Более того, ребенок категорически заявил, что в школу он ходить не будет. В общем, первые два месяца в школе стали испытанием для всей семьи, мы даже обратились к психологу. Но потом все нормализовалось, в школу он ходил даже с удовольствием, но больше, чтобы общаться с одноклассниками. Особого рвения к учебе не проявлял, тем не менее, окончил ее неплохо и поступил в университет».

Фатима Шеуджен (на первой фотографии) и ее сын Алим. Фото: АиФ-Юг

Кукольные туфельки

«Я первое сентября 1996 года не помню, - говорит Екатерина Гаврилова. – Но на фото увидела, что была в лаковых пастельно-розовых лодочках и в приступе ностальгии почувствовала такую нежность… Ощутила, как и тогда, много лет назад, бесконечное тепло в груди и гордость от права обладания такими чудесными кукольными туфельками!

Ярких впечатлений от школы той поры не осталось. Только эмоциональные вспышки. Например, чувство глубокой безысходности после потери портфеля в первый же день занятий. Ревела я тогда знатно – долго и надрывно. Оказалось – оставила его в раздевалке. Потом было еще много разных новых впечатлений, которые остались со мной навсегда. Думаю, намного лучше первый мой поход в школу запомнила мама».    
   

«Каждый раз, ведя в первый класс дочку, а потом и сына, я переживала очень сильно, - объясняет Ольга Аленева (мама Екатерины). – Уже за месяц до этого у меня начиналась «лихорадка». Готовилась, как к самому важному в жизни событию. Волновалась, нервничала. Думаю, первый класс – это некая веха, рубеж в жизни ребенка и его родителей. В этот момент осознаешь, что дети вдруг стали взрослыми. Раньше только ты отвечал за свое чадо, объяснял – что хорошо и что плохо, успокаивал и радовался вместе с ним. А теперь у него будут учителя, друзья и множество новых знакомств, новых шагов, обстоятельств, от которых будет зависеть будущее. Начинается его собственное становление личности, на которое повлиять в той мере, как привык, уже не получится. И от этого, конечно, страшно. Ведь так хочется оградить ребенка от всех на свете проблем. Рассказываю, а на глазах слезы».

Ольга Аленева, ее дочь Екатерина Гаврилова и сын Алексей. Фото: АиФ-Юг

Подстригли под мальчика и банты не держались

«Так много времени прошло, что, признаться, и не помню особо ощущений от первого похода в школу, - рассказывает Федор Пономарев. - Тем более, он был не первым – мама работала учительницей, поэтому в школу я захаживал и раньше. Однажды даже попал на урок в старших классах – тогда казалось, что учат больших чему-то очень важному и неизвестному. Даже кривыми печатными буквами переписал какой-то лозунг, выглядевший для ребёнка, как магическая формула. Кажется, «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» Михаила Ломоносова.

Первого сентября 1988 года точно была линейка – на той же площадке, на которой три года назад мы собирались на двадцатилетие окончания школы. Потом фотографировались на папин «Зоркий-4» со старшими троюродными братьями. Которые уже в шестой перешли. Мама с бабушкой нарвали огромный букет георгин для первой учительницы Зои Ивановны. Она до третьего класса ставила мне профилактические единицы – не за нехватку знаний, а за несдержанность – всё время подсказывал тем, кто у доски. Так начиналась моя новая, школьная, жизнь».

«Совсем не помню этот день, знаю, что отвел меня на линейку папа, потому что мама сидела с маленькой сестрой, - говорит Елена Бондаренко. – Омрачили мне праздник еще и тем, что накануне подстригли под мальчика. Бантики было привязать на такие короткие волосы почти невозможно.

Зато перед поступлением уже своей дочери я жутко переживала, готовилась заранее. Планировала, чтобы все прошло идеально. Сегодня я вместе с ней иду уже на ее последний звонок. Кстати, сохранила платье, в котором провожала ее в первый класс и надела его сегодня!»

Федор Пономарев на линейке (третий слева). Фото: АиФ-Юг

Будильники не помогли 

«В этом году моя дочь Мирослава идет в четвертый класс. Но самую первую ее школьную линейку мы не забыли до сих пор, - рассказывает Наталья Мажник. - Все дело в том, что накануне мы вернулись от бабушки из другого региона. И вечером 31 августа метались между распаковкой чемоданов, последними, конечно же, самыми важными указаниями к завтрашнему дню от первой учительницы и срочной подготовкой/глажкой ее формы и нашей одежды, которая непонятно куда запропастилась. Но все нашлось, завтрашней первоклашке вымыли голову, накрутили волосы на бигуди и уложили спать, ведь вставать очень рано. Учительница настоятельно просила всех прибыть в 7:45 на школьный двор. На всякий случай на утро были поставлены три будильника.

Но утром нас разбудила дочь. Вот уж кому не терпится, сквозь сон улыбнулась я и потянулась к телефону. Семь тридцать! От моего крика, наверное, проснулись даже соседи. Кто когда-нибудь опаздывал на поезд, меня поймет. Ощущение, что он вот-вот уйдет, и ты ничего не сможешь сделать. Иногда мне снится такой кошмар. Ощущение не из приятных. Понимая, что через 15 минут семья должна стоять в школьном дворе, а на деле все еще спят, хотелось проснуться от этого кошмара. Их нужно будить! Их нужно кормить! Собрать дочку, привести в порядок ее голову – волосы по пояс.

Заспанный папа в первый и последний раз в жизни распутывал на Мирошке бигуди, пока мама трясущимися от накала эмоций руками пыталась их собрать в аккуратные хвосты. Параллельно будили сына, и собирались сами. Макияж? О нем и речи не шло. В 7:45 наша семья стояла в толпе родителей первоклассников во дворе школы. Мы успели! Оставив сонного мужа среди других родителей и увидев, что сын благополучно нашел свой класс, я достала камеру – предстояло готовить фоторепортаж со школьной линейки. В объективе мелькали лица родителей и первоклассников – взволнованных, взъерошенных, немного растерянных. Потом был первый урок, шарики возле парт, и нехитрое угощение в конце. Вроде бы все шло своим чередом, но не отпускала мысль о детях, которых мать сонных и голодных практически вытолкала из дома. Но, так или иначе, наше первое сентября состоялось. Самое главное, что мы успели. Остальное – мелочи, о которых спустя годы вспоминаем с улыбкой».

Дочь Натальи Мажник. Фото: АиФ-Юг