Пять лет назад - 15 мая 2018 года - состоялось открытие автодорожной части Крымского моста. Первым по нему за рулем «КамАЗа» проехал президент России Владимир Путин, возглавивший колонну из 35 машин. Главные этапы грандиозной стройки вспоминает kuban.aif.ru.
Мост не прост
Первый мост через Керченский пролив появился во время Великой Отечественной войны и был предназначен только для железнодорожных составов. Военные строители обеспечили транспортное сообщение с Крымом всего за пять месяцев, сдав железнодорожный мост в эксплуатацию к осени 1944 года. Тогда для его расположения моста самое узкое место Керченского пролива между косой Чушка и крымским посёлком Жуковка. Общая протяжённость первого крымского моста составляла всего 4,5 километра. По большому счету, это было временное сооружение для решение ситуационных задач военного времени. У железнодорожной переправы не было необходимого запаса прочности, поэтому мост легко был разрушен первым же ледоходом уже в феврале 1945 года. После этого многие десятилетия попасть из Тамани в Крым можно было только с помощью паромной переправы, которая заработала в 1954 году.
Сразу после присоединения Крыма президент России поставил задачу спроектировать через пролив современное мостовое сооружение для автомобильного и железнодорожного транспорта. На первоначальном этапе рассматривалось более 70 различных вариантов проекта, отличавшихся друг от друга и с конструктивной точки зрения, и по месту расположению объекта. В итоге возводить его решили не в самом узком участке Керченского пролива, где находился деревянный мост 1944 года постройки, а между Таманским полуостровом и Керчью через остров Тузла.
В августе 2014 года была утверждена проектная документация по возведению мостового перехода. Заказчиком проекта выступило федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора, в качестве генподрядчика работ определили ООО «Стройгазмонтаж», а проектирование моста поручили ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург». Стоит напомнить, что тогда сама возможность реализации такого сложного проекта Россией в одиночку ставилась под сомнение. Помешать должны были введенные против нашей страны санкции, но они оказались бессильными.
Еще до начала стройки в районе возведения моста был выполнен большой объем работ. В тех местах шли активные бои в годы Великой Отечественной войны, и саперам пришлось обезвредить более семисот боеприпасов от ручных гранат до авиабомб. Также в подготовке территории к стройке участвовали археологи, проводившие исследовательские работы. Во время них были изучены памятники и получены артефакты бронзового века, античности и средневековья. Многие из найденных тогда предметов теперь можно увидеть в музеях. Кроме того, там потрудились экологи, переселившие на другие участки животных и краснокнижные растения.
Начало стройки
Активная фаза грандиозной стройки стартовала в первые месяцы 2016 года. Тогда начались работы по погружению свай в основание опор, первая из которых была сооружена в апреле. В общей сложности в возведении моста на разных этапах было задействовано более 10 тысяч рабочих и свыше полутора тысяч инженерно-технических специалистов, представлявших без малого 220 российских предприятий. Многие из них жили в вахтовом городке, возведенном в станице Тамань. Там и на самой стройке в рамках пресс-туров неоднократно бывал корреспондент «Аиф», имевший возможность наблюдать и оценивать разные этапы реализации проекта. Каждый раз мостостроители удивляли темпами работ и их качеством.
Уже в марте 2017 года прибрежный участок автомобильного моста со стороны Тамани на вид находится в высокой степени готовности. Там и на всем протяжении стройки возвышались краны, оживлявшие пейзаж пестрой расцветкой. А по возведенным для доставки материалов и техники технологическим мостам (потом их разобрали) сновали грузовики и автобусы с рабочими. Для быстроты работа велась одновременно в восьми местах, а самым передовым был участок моста на острове Тузла. В тот момент там оставалось лишь уложить асфальт и провести другие финишные работы. В глаза бросалось то, что все делают очень основательно и мост точно прослужит минимум сто лет, как намечено по проекту. Это притом, что работа велась в сложных условиях.
«В этом году осень и зима здесь были достаточно суровыми, - рассказал тогда журналистам директор по строительству транспортного перехода компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин. - Только в октябре набралось 447 штормовых часов, что можно назвать рекордом. То есть 13 суток наши корабли и краны не могли работать. А в зимний период выдалось больше тысячи штормовых часов».
Но благодаря продуманному плану строительство велось не просто по графику, но и с опережением. Самые масштабные и сложные работы шли у фарватера в районе Керчи, где было колоссальное нагромождение стройматериалов и техники. Летом того же года там началось одно из важнейших событие всей стройки - морская операция по транспортировке и установке стальных арок над судоходным проходом. Для нее создали уникальную плавучую платформу, доставившую и поднявшую на 35-метровую высоту сверхтяжелые конструкции, смонтированные в Крыму. В августе строители установили на фарватерные опоры железнодорожную арку, а в октябре - автомобильную.
Ударными темпами
Следующий пресс-тур на стройку состоялся в декабре 2017 года. Приехавших повторно журналистов тогда поразило, какие большие перемены произошли за 9 месяцев. Перед новым годом строители надвинули все пролетные строения к фарватерному участку со стороны Тамани и Керчи, в результате чего полностью сомкнулось все полотно автодорожной части моста, и рабочие впервые смогли пройти пешком с Таманского берега на Керченский. Железнодорожный мост рос намного медленнее, поскольку сдавался позже по графику. На тот момент была готова половина из всех его опор. Однако и он тоже возводился с опережением графика
На протяжении всей стройки журналисты снова и снова интересовались, пройдет ли мост испытание плохой погодой. А специалисты не уставали отвечать, что он выдержит и девятибалльное землетрясение, и ледовую нагрузку. Для надежности сваи забивались под разными углами и в некоторых местах погружались на глубину более ста метров. К слову, в первую зиму без проблем устояли даже рабочие мосты с не самыми массивными опорами. Как раз в тот момент шло народное голосование по выбору названия моста из нескольких вариантов. Примечательно, что хотя тогда официально его именовали «транспортным переходом через Керченский пролив», между собой строители чаще всего использовали название «Крымский мост». Также запомнилось, что они не могли без улыбок комментировать чушь, которую тогда несли о стройке моста на Украине.
«Они говорили, что мост картонный и что это вообще фотошоп, - комментировал Леонид Рыженькин. - Но в любом случае мы просто делаем свое дело. Как говорят - собака лает, а караван идет. И, в конечном счете, от этого моста выиграет не только Крым».
Поехали!
В апреле 2018 года корреспондент «АиФ» с другими журналистами смог воочию увидеть «мозговой центр» всего мостового хозяйства - Центральный диспетчерский пункт автоматизированной системы управления дорожным движением. Там установлен гигантский экран, на который выводится картинка с видеокамер и десятки различных параметров. Специалисты разработали ряд подсистем, позволяющих регулировать движение: вести мониторинг состояния конструкций, следить за безопасностью. Их работу обеспечивают сотни датчиков, собирающих сведения о скорости потока машин, его плотности, погодных условиях и так далее. Вся информация с них сводится воедино и анализируется программой. К примеру, она может спрогнозировать образование гололеда на проезжей части за несколько часов для своевременного принятия мер. Если возникнет малейшая вероятность опасного развития событий, об этом сразу же сообщит система мониторинга конструкций, которая через датчики следит за изменениями их состояния.
Еще один раз журналистам показали стройку в марте 2018 года, вскоре после того, как стало известно о досрочном открытии автомобильной части моста на полгода раньше срока. Как уже сказано, он возводился с опережением графика практически с самого начала и с каждым месяцем этот отрыв постепенно увеличивался. По этим причинам никакой лишней суеты и спешки на стройке не наблюдалось. На тот момент было уложено семьдесят процентов асфальтобетонного покрытия, сделано четырнадцать километров полотна из девятнадцати, на шестьдесят процентов выполнено барьерное ограждение, на семьдесят - элементы искусственного освещения. К концу апреля строители полностью завершили укладку асфальта, после чего успешно провели приемочные испытания с использованием восьми груженых самосвалов полной массой в 35 тонн каждый. А еще через два месяца все было готово по мосту за рулем «КамАЗа» проехал президент России Владимир Путин.
«Искренне поздравляю вас с этим замечательным, праздничным, в полном смысле этого слова историческим днем! Историческим - потому что в разные исторические эпохи, еще при царе-батюшке люди мечтали о том, чтобы построить этот мост, потом вернулись к этому в 30-е годы прошлого столетия, в 40-е, в 50-е и вот, наконец, благодаря вашему труду, вашему таланту этот проект, это чудо свершилось», - обратился Путин к строителям.
Автомобильное движение легкового и общественного транспорта для всех по мосту с обеих сторон было запущено 16 мая. По данным Министерства транспорта РФ, за пять лет работы автомобильного Крымского моста по нему проехали почти 24 млн машин, а общий туристический поток составил 36,2 млн человек. Рекорд суточного трафика зафиксировали 15 августа 2018 года, когда за 24 часа на полуостров и обратно проехало более 38 тысяч транспортных средств.
Взрывная волна
Прошлой осенью на Крымском мосту был совершен террористический акт за которым явно стоят украинские спецслужбы. Взрывное устройство с несколькими тоннами взрывчатки, спрятанной в рулоны со строительной полиэтиленовой пленкой, сработало в грузовике 8 октября 2022 года в 6:05 утра. В результате подрыва были обрушены три пролета шоссейной части моста, а на железнодорожном мосту в следовавшем по нему составе загорелись семь топливных цистерн. Протяжённость повреждений автомобильного полотна составила более 250 метров. Жертвами теракта стали четыре человека.
Несмотря на мощный взрыв, две полосы автомобильной части моста устояли и вскоре были вновь открыты для движения машин. Практически сразу после теракта на автомобильном мосту начались восстановительные работы, которые благодаря ударным темпам завершились досрочно у же в начале мая.
«Строители совершили настоящий подвиг, восстанавливая этот важный объект. Благодаря их самоотверженной работе в феврале на полтора месяца раньше срока была полностью открыта автомобильная часть моста. Теперь мы запустили движение по второму пути железнодорожной части — и тоже с опережением график», -сообщил в Telegram-канале вице-премьер Марат Хуснуллин.
Сейчас по мосту можно проехать на легковых автомобилях, автобусах и железнодорожным транспортом. Грузовой транспорт должен следовать через паромную переправу.