Реформаторы далеки от школы?

   
   

Июнь, горячая пора для выпускников. Школьники сдают ЕГЭ, готовятся к поступлению в вузы. Несмотря на то, что единый государственный экзамен ввели уже достаточно давно, для многих он остается настоящим испытанием.

О школьной реформе, патриотизме и современных родителях наш разговор с ветераном труда Татьяной Янпольской.

Доклады из Интернета

- Татьяна Ивановна, как вы считаете, поможет ли ЕГЭ детям из маленьких городов и сел наравне со столичными школьниками при поступлении в вуз?

- Сама идея, конечно, хорошая. Но, к сожалению, люди, которые занимаются реформой образования, по всей видимости, далеки от школы. ЕГЭ - это тесты, и идет натаскивание детей по всем этим заданиям. С тех пор как появились «решебники» - «100 ответов по ЕГЭ», «500 лучших сочинений», школьники перестали размышлять. Все делается по стандарту, исчезает индивидуальность.

Что касается процедуры самого экзамена, то это и так стресс для ребенка, а проведение его в чужой школе не способствует успешному его прохождению. Ведь не зря говорят: дома и стены помогают. Считаю, легче проходить выпускные испытания в привычной обстановке. А насчет поступления… Может быть, ребенок со своими результатами и сможет поступить в столичный вуз. Только как он там будет выживать, если семья не очень обеспечена? Все равно, вопрос будет упираться в деньги.

   
   

- Сейчас много говорят о том, что нужно оставить какие-то базисные предметы, а все остальные - сделать платными. Как вы к этому относитесь?

- Наше образование всегда считалось самым лучшим. Большинство последних нововведений к положительным результатам пока не привело. Возьмем литературу - из школьной программы вытравили Николая Островского. Зато ввели шотландские баллады. Которые никому не интересны.

Нет прежнего глубокого изучения предмета, когда можно было не только обзорно пройтись по программе, но и проанализировать, подискутировать. Истина, как вы знаете, рождается в споре. Дети не любят читать, а когда перед глазами нет текста, это ведет к безграмотности. Сейчас идет нагромождение предметов - вы посмотрите, сколько учебников носят с собой школьники! И ладно бы дети их изучали.

Сейчас как готовятся к самостоятельным работам? Скачали из Интернета доклад - и готово. Даже не всегда почитают, перед тем, как выступить с ним на уроке. А раньше надо было в библиотеке посидеть, разную литературу почитать, выписать нужное - вот в голове что-то и откладывалось.

Тем не менее, полезные моменты есть. Теперь у нас появился урок «Кубановедение». Ребенку необходимо знать историю края.

- Почему многие дети мечтают уехать за границу? А как же патриотизм?

- Сейчас ребята имеют возможность бывать в других странах. Это расширяет их кругозор. Но мы напрочь забыли о своих достопримечательностях. Как мы раньше воспитывали в детях патриотизм? В пионеры принимали - на Малой земле. На каникулах ездили в Белоруссию - считали долгом побывать в Брестской крепости, поклониться праху солдат, посещали Хатынь, село, которое полностью было сожжено немцами. Бывали в Волгограде, у памятника Родине-матери. Школьники это все видели своими глазами, могли прочувствовать, запомнить. У них складывалось живое впечатление о войне, о ее защитниках.

А недавно предложила так же родителям поехать с классом в Беларусь - они отказались.

Кто прав?

- Татьяна Ивановна, а чем современные родители отличаются, например, от предыдущего поколения?

- Раньше как считалось? Учитель всегда прав. Сегодняшние же молодые родители чаще всего на стороне детей: если что-то не так, значит, по их мнению, преподаватель недодал, недоучил.

И зачастую это говорится при самих детях. Хотя родитель должен быть первым помощником учителя, только вместе можно из ребенка вырастить нормального гражданина общества.

К сожалению, у многих нынешних мам и пап нет времени заниматься детьми, все заняты работой. Поэтому дети оставлены в лучшем случае на репетиторов, нянь.

- Молодежь не хочет работать в школе. Профессия учителя вымирает?

- Всегда есть люди, одержимые своей работой. Тому, кто не любит детей, кому они не интересны, в школе делать нечего. К сожалению, сегодня профессия учителя не востребована.

Молодые люди хотят зарабатывать деньги, и это, в общем-то, понятно. Поэтому здесь многое зависит от позиции государства. Да, сегодня учителям поднимают зарплаты, но иногда ставят в такие условия, что опытный работник находится на грани выживания. Я 40 лет отработала в школе и вышла на пенсию.

Но недавно меня попросили вернуться, взять часы. Я не прочь была поработать, но когда получила зарплату - 5200 рублей, чуть не расплакалась. Раньше мы получали категорию, и по ней рассчитывали зарплату. А теперь каждый раз приходится заново проходить обязательную аттестацию для учителей - проверяется компьютерная грамотность, нужны научные публикации и т. д.

Я понимаю, что молодому педагогу все это необходимо. Но когда меня, заслуженного учителя, из-за отсутствия новомодных навыков приравняли к «новобранцам», было просто обидно.

Смотрите также: