Во время учебы в Канаде мой сын завел кота. При отъезде в Россию встал вопрос о вывозе животины. Отпправил запрос в федеральное агенство. На следующий день ему позвонил начальник отдела домашних животных и извинился за то, что не связались мгновенно, так как неожиданно заболела сотрудница. Но сейчас он готов лично все объяснить.
Требуется интернет и 45 минут времени. Сын сказал, что на занятиях. Клерк еще раз извинился и спросил когда перезвонить.
Электронное бездушие
Такое отношение к негражданам за рубежом меня сильно расстроило, потому что напомнило мое скоро уже двухлетнее общение по пустяковому поводу с одной краснодарской конторой.
Мое первое письмо осталось без ответа. Около года потребовалось, чтобы вырвать его... Чиновники ссылались на то, что ответ ушел по почте. Когда вожделенный клочок бумаги оказался у меня в руках-выяснилось, что мне ответили совсем не о том, что я спрашивал. В новом письме попросил, разобраться, наказать виновных.
Зарегистрировал его в канцелярии конторы, сообщил для реагирования все возможные каналы связи, кроме разве что космического.
Спустя месяц начал активно добиваться ответа. Мои посланцы разве что не ночевали в конторе, и месяцев через шесть все же удалось вырвать копию письма, которое ни по одному из указанных каналов пробиться ко мне так и не с могло.
Совершенно проигнорировав содержание моего обращения, и в частности по поводу виновных мне сообщили, что ответ я могу получить, предоставив соответствующие документы (не указав какие именно).
Опять отправил письмо-идет третий месяц без ответа. Самое интересное, что вопрос важен не для меня, а для этой самой конторы. Она хочет получить платеж, который я готов произвести, как только мне представят основания.
Как же тогда относятся к тем, кто обращается с больными, жизненно важными вопросами?
Нам обещают ввести «электронное правительство». При этом главный упор делают на то, что просителя отделят от алчного чинуши. То есть появится еще одна завеса перед и так не очень открытыми служащими. А может, как в Канаде, наоборот с помощью электроники упростить доступ?
Процедуры
Не меньше шума и трескотни подняла наша власть по поводу «одного окна». Оно подавалось, как спасение от бюрократии. Шесть лет назад мы обратились в такое окно с просьбой выделить землю под несколько киосков .До окна этот вопрос решался достаточно легко, а тут мы решили, что и вовсе за нас все сделают...
Нам выдали список более чем двух десятков контор, мы бегали по ним и собирали документы. Сдавали в окно, там они зависали на долгие месяцы. Их не могли найти, мы сами обнаруживали их в отделах и департаментах, снова запускали в окно, а оттуда нас снова гнали по десяткам инстанций, и в большинстве мы снова оплачивали услуги.
Несколько раз нам даже говорили, что все готово для постановления об аренде, но…через несколько месяцев снова возвращали из-за какой-то якобы устаревшей справки или принятия новых требований.
Когда мы в энный раз пришли за новой справкой нам по-свойски объяснили, что изначально нас послали как в русской сказке «принеси то не знамо что». Заставили собирать документы не под киоск, а под капстроительство, и никто не ожидал, что несколько раз мы их соберем, но повод отказать всегда найдут, потому что изначально на это нас обрекли.
Мы и сами давно поняли, что «одно окно»-это рассчитанный на дураков пиар власти. А ориентироваться надо все равно на заветную дверь, которую опять же как в сказке надо уметь открыть.
Но мы продолжаем тратить драгоценное время и огромные деньги уже в качестве достойного книги рекордов эксперимента, который доказывает, что любые новшества только увеличивают всевластие чиновников, если в мельчайших деталях не прописаны процедуры.
Выдал список документов-поставь дату, принял-то же самое, затребовал новые-распишись. А перво-наперво предоставь информацию просителю о том, что и в какие сроки ты должен делать. Мы не раз критиковали ФМС за волокиту в выдаче загранпаспортов. Исправились. И на входе в ведомство и в интернете четко прописан порядок получения. Нет и намека на мзду. Да и не может быть.Чиновник загнан в строгие рамки.И так должно быть везде.
Гласность
Года два назад мы писали о пытках в адлерской милиции. На статью нашу никто внимания не обратил. Изверги до самого суда как ни в чем не бывало ходили на работу. Сравните это с событиями в Казани. В один день милиция не превратится в полицию, но то, что ведомство открылось, признало за обществом право себя контролировать-залог будущего успеха.
Наши чинуши обнаглели из-за нашего же потворства. Купил шикарную мебель в кабинет-все молчат. Сел в мерс-тихо. Прикупил яхту в ведомственный санаторий или отдохнул на фешенебельном курорте под видом командировки-народ безмолвствует.
Прошлым жарким летом был в Минске и обратил внимание, что в здании МВД и Генпрокуратуры нет кондиционеров. Проинспектировал остальные административные здания. Изредка, одиночные. А вот в библиотеке кондиционеры работали.
-Ну ты сравнил.-удивился сопровождавший меня коллега. - Как же административное здание может быть комфортнее общественного. Такого не бывает, чтобы в больнице кондюка не было, а в кабинете начальника был. У нас чиновники сами боятся выделиться. Они пуганные.
У любого могут прямо в телестудии в прямом эфире попросить отогнуть лацкан пиджака-не дай Бог окажется не местного производства. А жалоба посетителя или критическая заметка в газете-это вообще. Были случаи, когда на совещаниях, где шел «разбор полетов» не просто выгоняли с работы, а арестовывали.
А почему мы живем в краю непуганых чиновников? Почему чем шикарнее им живется, тем хуже они работают?
Фильтр
Никогда еще чиновничье племя не было таким наглым, бездушным и бессовестным. Это даже большие беды, чем его низкая эффективность. В раз эту по выражению Путина «надменную касту» не сменишь. Никакие штрафы за взятки, декларации доходов ротации и прочие «пестициды» ее не возьмут, а только увеличат живучесть.
Надо поставить фильтр. И за чужим опытом ходить непридется. Есть свой. Самыми желанными абитуриентами в советское время были дембеля, а первыми кандидатами в чиновники отставные офицеры. Люди не языком, а делом доказали преданность родине, овладели уникальными управленческими навыками.
Почему сегодня майоры и подполковники идут в охранники и таксисты? Почему на бюджетные места на факультеты госуправления сажают представителей золотой молодежи, а не солдат-срочников. У нас исчезли рабочие династии, а вместо них появились ментовские, прокурорские, чиновничьи.
Бой чинушам надо дать на всех фронтах. В шутку они с иронией называют себя слугами народа. Надо им объяснить, что это вовсе не шутка, и они обязаны обслуживать нас как их зарубежные коллеги.
Есть у них еще одна фирменная хохма. Перефразируя слова старой революционной песни, они говорят: «Вышли мы все из народа. Но мы в него вернемся». Давно пора, господа-слуги. Народ заждался.
Смотрите также:
- На что тратят деньги армавирцев? Горожане - о капремонте, бизнесе, обществе →
- По пути рядового абонента-просителя. Испытано на себе →
- Как кубанцы платят за пренебрежение законом →