Мой «амиго» Фидель. Краснодарец на Кубе боролся с «маньяной»

Наш земляк Александр Зуб до сих пор легко говорит на испанском языке. Мешая русские и испанские слова, он рассказывает, как в 80-е специалисты из Советского Союза поднимали экономику революционной Кубы. Одним из них был Александр Васильевич.

   
   

За реконструкцию местных рисовых мелиоративных систем он удостоился признания и благодарности со стороны самого команданте Фиделя Кастро. Впрочем, вся жизнь кубанского жителя - это непрерывный трудовой подвиг.

Как кавалер ордена Трудового Красного Знамени поднимал разрушенное хозяйство на Кубани? Почему ему стыдно вспоминать про рукопожатие с бывшим генсеком Михаилом Горбачевым? Об этом и многом другом наш разговор. 

 

Родом из трудового детства

Трудовая жизнь Александра Васильевича началась рано. Впрочем, как и для всех мальчишек военного и послевоенного времени. Мужчин не хватало, поэтому на работу выходили все - от мала до велика.

Говорит, сложно не было. Дескать, тогда к труду по-другому относились. Для ребят была честь, что им доверяли взрослые задания. После школы он закончил Ростовское ремесленное железнодорожное училище. Выпускника отправили на завод в Таганроге.

Практически сразу 20-летний парень со своей неистовой жаждой деятельности выбился в передовики. На второй год работы его фотография заняла постоянное место на Доске почета. 

   
   

Через некоторое время молодой специалист перебрался в поселок Ильский к родственникам своей жены. В то время на Кубани вовсю развернулось мелиоративное строительство для выращивания риса.

Котельщик-слесарь устроился на работу в Львовскую ПМК (передвижная механизированная колонна). На работу ходил 6 км пешком. Работать приходилось вместе с заключенными, которые строили городок, ремонтировали Крюковское водохранилище. 

- Привлекло, что можно было своими глазами видеть плоды своего труда: как по­степенно вырастают эти комплексы, каналы, - вспоминает Александр Васильевич. 

Начинал Зуб с простого слесаря, а в 1973-м году он уже был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал начальником этой самой ПМК-12. Правда, поначалу радости назначение новоиспеченному руководителю не принесло. ПМК переживала тяжелые времена.

Предприятие было на грани банкротства, обслуживающие его военно-строительные отряды работали из рук вон плохо. 

- Я попытался первым делом организовать работу военных строителей. Не тут-то было. И тогда я настоял, чтобы мы с ними расстались. Вместо этого набрал людей, которые действительно хотели работать. И все начало постепенно налаживаться. 

Как боролись с «маньяной» 

А в 1986-м году Александра Васильевича отправили на Кубу - строить мелиоративные системы. 

- Несмотря на то, что рис там основная еда, его выращивали всего 42 % от необходимой потребности, - говорит ветеран. - Из 37 тыс. гектар рисовых систем действовало всего 9 тыс. 

Остальная земля зарастала диким кустарником, каналы были заилены. Да и те 9 тыс. использовались неэффективно. Все нужно было реконструировать. 

Однако самыми сложными оказались вовсе не планы реконструкции. Труднее всего оказалось научить кубинцев работать. 

- У них главное слово «маньяна» - «завтра». Я начинаю им что-то втолковывать, а они отмахиваются. «Маньяна, Александр, маньяна». Вот с этим «маньяна» пришлось побороться. 

Кстати, приняли специалиста из Советского Союза прекрасно. По его словам, жил, как при коммунизме. Сначала - в гостинице совершенно бесплатно, потом ему предоставили дом. Все коммунальные услуги оплачивало государство.

На Кубе в то время царил страшный дефицит, но зарубежные специалисты ни в чем отказа не знали. Александра Васильевича с супругой прикрепили к магазину, где раз в неделю они затаривались разными деликатесами. 

За шесть лет пребывания на Кубе под руководством Александра Васильевича мелиоративная система была полностью реконструирована. Урожай риса увеличился в десятки раз. 

- Посмотреть на нашу работу не раз приезжал Фидель Кастро. Команданте был просто восхищен, обнимал меня со словами «амиго, амиго». Кстати, ездил тогда кубинский лидер на простом «ГАЗ-69» без всякой охраны. Ел с рабочими с общего стола, даже честно в очереди на раздаче отстоял. Я просто диву давался, глядя на него. Трудно представить наших руководителей, вот так же приближенных к народу. 

В 1989-м году в Гаване был торжественный прием по случаю приезда на Кубу генсека СССР Михаила Горбачева. На встречу был приглашен и кубанский мелиоратор. С успехом нашего земляка поздравил не только Фидель Кастро, поблагодарил рукопожатием за труды и Горбачев. 

Назад, в разруху

А в 1992-м году Александр Васильевич вернулся на родину и ужаснулся. Везде была разруха. Его родная ПМК, которую он с таким трудом вывел когда-то на передовые позиции, просто развалилась. 

- Меня дрожь била, когда я увидел, что случилось с моей страной. Три дня рыдал. 

И очень хотелось отмыть руку от пожатия нашего генсека, который довел родину до такого состояния. 

Погоревав немного, Александр Васильевич решил все же не сдаваться. Несмотря на пенсионный возраст, отдыхать неугомонному кубанцу ну никак не хотелось. С тех пор он сменил много работ и на заслуженный отдых отправился только накануне своего 80-летия.

Но и сейчас его все время тянет окунуться в трудовую жизнь. Жаль, здоровье уже не то, а так, может, ветеран труда еще показал бы молодым, как работать надо.