В Краснодаре улицы названы именами палачей

В 1918 году началась Гражданская война. Соотечественники убивали друг друга. Самый благочестивый в мире народ - православный русский - оказался лютым врагом своей Церкви, своих священников и прочих своих сограждан. Эта война принесла больше жертв, чем Первая мировая. Она сопровождалась бессмысленным уничтожением людей и жестоким подавлением крестьянских восстаний.  Досталось и  казачеству.

   
   

В Циркулярном письме ЦК РКП (б) от 24.01.1919 г.  говорилось: « Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления…  Провести  массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской  властью». Документ подписал Яков Мовшевич Ешуа-Гаухман (Яков Михайлович Свердлов).

Сверлов не мог подписать столь ответственный документ, не согласовав его с Лениным. Есть все основания считать, что основные положения, вошедшие в Циркулярное письмо, исходили от Ленина.

На территории Кубани организация террора проходила следующим образом.

Цифры

В целом в стране за годы Гражданской войны подверглись репрессиям свыше 4 млн. казаков.

Всю территорию Кубани чекисты разбили на шесть секторов. Секторы делились на  подсекторы, в каждый из которых входило от 10 до 20 станиц. Туда были посланы «тройки» представителей ЧК с чрезвычайными полномочиями. «Тройки» могли расстреливать всех, кто подозревался в связях с белыми.

Семьи  расстрелянных помещали в специальные концентрационные лагеря. Один из них находился под Майкопом. Посетивший его руководитель аппарата ВЧК М. Лацис писал: «Свезенные в Майкоп этими тройками заложники: женщины, дети, старики – жили в ужасных условиях. В октябре 1920 года они жили в грязи на морозе, некоторые под открытым небом. Там они рожали, там они заражались, там они умирали».

Отличительной чертой политики большевиков на Кубани и на  Дону была ее ожесточенность, направленная против всего населения казачьего региона.

   
   

В организации репрессивных и террористических акций против казачества и крестьянства участвовали ближайшие соратники Ленина: Свердлов (Гаухман), Сталин (Джугашвили), Троцкий(Бронштейн), Зиновьев (Апфельбаум),  Калинин, Дзержинский, Каменев (Розенфельд), Володарский (Коган), Ярославский (Губельман), Склянский, Орджоникидзе, Крестинский, Ворошилов, Буденный, Фрунзе, Тухачевский, Дыбенко, Аванесов и многие другие.

Видео: youtube.com / Загружено пользователем Kraskom1941

Отдельно необходимо сказать об Атарбекове (Атарбекяне). В должности председателя Северо-Кавказской ЧК он (еще до официального объявления «красного террора») организовывал «зачистки» в Армавире, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, где уничтожил тысячи взятых в заложники священников, офицеров, интеллигентов. Собственноручно зарубил болгарского добровольца русской армии генерала Радко-Дмитриева, а генерала Рузского зарезал кинжалом.

Рубить безоружных людей шашкой было его любимым занятием. Будучи начальником Особого отдела Каспийско-Кавказского фронта, в случае малейшего неповиновения со стороны красногвардейцев расстреливал каждого десятого. Его так ненавидели бойцы, что трижды пытались убить.

Даже московское руководство ЧК считало, что он несколько «увлекается», и время от времени вызывало его для объяснений. В феврале 1919-го Атарбеков возглавил ЧК в Астрахани, где расстрелял картечью мирное население восставших рабочих кварталов. Позднее его назначили начальником Особого отдела и председателем Ревтрибунала на Южном, а затем Кавказском фронтах, на его совести массовые расправы над казаками на Кубани и в Ставрополье.

С 1921 года Г. Атарбеков уже председатель Ревкома Армении и полномочный представитель ВЧК в Армении и Азербайджане, где также продолжает осуществлять массовые репрессии. Он погиб в авиакатастрофе в Тбилиси 22 марта 1925 года.

Даже на фоне палачей коммунистической эпохи имя Атарбекова одно из самых одиозных. Между тем, оно сохраняется в городской символике Краснодара. В Прикубанском внутригородском округе есть улица Атарбекова.        

В целом в стране за годы Гражданской войны подверглись репрессиям свыше 4 млн. казаков.

В Краснодаре на фасадах старинных зданий до сих пор можно обнаружить памятные доски, надписи на которых возвращают нас в эпоху революции и гражданской войны. Вот некоторые из них:

  •  «В этом доме в 1917-1918 размещался штаб рабочих красногвардейских дружин» -  ул. Соборная (Ленина), 36.  
  •  «Улица названа в честь Сергея Мироновича Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии, участника трех (!) революций» - ул. Кирова, 48.
  • «Здесь с 1920 г. помещался Кубано-Черноморский комитет партии» - ул. Штабная (Комсомольская), 36.
  • «В этом доме в 1918 г. с марта по август месяцы помещался 1-й Совет рабочих, солдатских и казацких депутатов, организовавших оборону Краснодара от Корниловских белогвардейских банд»  - ул. Красноармейская, 48.
  • «В мрачные дни террора деникинских банд, презрев смерть, большевики города вели подпольную борьбу. Подвиг героев бессмертен» - Мемориальный комплекс у вечного огня на пересечении ул. Октябрьской-Северной.                                                   

…Из кого же состояли «корниловские и  деникинские банды»?

«Банды» эти составляли Добровольческую армию во главе с генералом Л. Г. Корниловым, а после его гибели генералом А. И. Деникиным. Армия была сформирована в декабре 1917 г. в Ростове для ведения боевых операций против Красной армии.  

Цель была одна -  не допустить установления «власти комиссаров» на Юге России.  

В феврале 1918 г. из Ростова армия выступила  в 1-й Кубанский поход. Помимо офицеров – фронтовиков, составлявших ядро Добровольческой армии, в нее входил студенческий батальон, сформированный из учащихся учебных заведений Ростова, главным образом учащихся Ростовского коммерческого училища. Позднее вошел в Особый юнкерский батальон, куда также вошли юнкера Киевской школы прапорщиков. Первоначально в армии было всего 4 тысячи бойцов.

Затем, после вступления ее в пределы Кубанской области и соединения с «войсками Кубанского края», общая численность Добровольческой армии возросла до 6-9 тыс. бойцов, не считая обоза. Она получила следующую организацию:

  • 1-я бригада, генерал Марков
  • Офицерский полк
  • 1-й Кубанский стрелковый полк  
  •  1-я нженерная рота
  • 1-я и 4-я батареи
  • 2-я бригада, генерал Богаевский
  • Корниловский ударный полк
  • Партизанский полк (Шкуро) 
  • Пластунский батальон
  • 2-я, 3-я, и 5-я батареи
  • Конная бригада генерала Эрдели
  • 1-й конный полк
  • Кубанский полк
  • Черкесский полк
  • Конная батарея    

Для полноты характеристики Добровольческой армии приведем небольшой фрагмент из труда А.И. Деникина «Очерки русской смуты»:

«Офицерский полк шел в авангарде. Старые и молодые: полковники на взводах. Никогда еще не было такой армии. Впереди – помощник командира полка полковник Тимановский шел широким шагом, опираясь на палку, с неизменной трубкой в зубах. Израненный много раз, с сильно поврежденными позвонками спинного хребта …

Одну из рот ведет полковник Кутепов, бывший командир Преображенского полка. Сухой, крепкий, с откинутой на затылок фуражкой, подтянутый, краткими отрывистыми фразами отдает приказания.

В рядах много безусой молодежи – беспечной и жизнерадостной. Вдоль колонны проскакал  Марков, повернул голову к нам, что-то сказал. Чего мы не расслышали, на ходу «разнес» кого-то из своих офицеров и полетел к головному отряду.

Глухой выстрел, высокий разрыв шрапнели. Началось».

Сталинскя история революции и гражданской войны всегда внушала и поддерживала ненависть к «классовому врагу». Однако в реальной, а не кинематографической, не мифологизированной гражданской войне по обе стороны в большинстве сражались и умирали «простые люди»: рабочие, крестьяне, интеллигенты.

Наверное, мало кто знает,что в рядах войск того же генерала Каппеля, потрясшего наше воображение красотой и мужеством «психической атаки» (фильм «Чапаев»), было больше ижевских и воткинских рабочих, чем лощеных гвардейских офицеров из дворянских семей. Да и создатели и вожди Добровольческой армии Алексеев, Корнилов и Деникин, хотя и были царскими генералами, в буквальном смысле «вышли из народа».

  • Генерал-адъютант Михаил Васильевич Алексеев(1857-1918) был сыном выслужившегося из фельдфебелей офицера-участника Севастопольской обороны.
  • Генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов (1870-1918) родился в семье отставного хорунжего Сибирского казачьего войска.
  • Генерал-лейтенант Генерального штаба Антон Иванович Деникин (1872-1947) – сын простого солдата, дослужившегося до звания майора пограничной стражи.

В их венах не текла «голубая дворянская кровь», они не владели поместьями и состояниями. Они были верными солдатами той России, которой их лишили в 1917 году.       

Для большинства рядовых добровольцев, будь то испытанные в боях Первой мировой войны офицеры или безусые юнкера и студенты, решение воевать за попранные большевиками идеалы было делом гражданского и патриотического долга. Как и для семидесяти тысяч солдат во главе с генералом Врангелем, которые эмигрировали в Сербию.

Это были люди оставшиеся верными воинской присяге, преданными стране, которой служили. Это патриоты, и именно у них можно учится тому, как надо любить Отечество, которому служишь и в котором живешь.

Поэтому, если быть последовательным и логичным, должны быть улицы с именами героев Белого движения и Белой Гвардии.

А на фасаде красивого старинного особняка – бывшего дома купца Фотиади, что на улице Соборной, 53, должна появиться памятная доска: «Здесь в 1918-1919 годах находилась резиденция Главнокомандующего Добровольческой Армией и Вооруженными Силами Юга России генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина».

Надо наконец, как писал еще в 1990 г. Александр Проханов, «снести в общую братскую могилу красные и белые кости».  А пока им нет места в нашей истории. Нет даже места, где можно положить цветы в память о погибших.

Все рядком лежат – 

Не развесть межой,

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белым был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила,
– так правдиво писала свидетельница тех кровавых лет Марина Цветаева.

P.S.

 В Екатеринодаре улицам давали названия, отражающие их исторический смысл. Многие названия были заимствованы из исторического прошлого черноморских казаков – названий куреней, славных полков и их побед. Улицы носили имена местных героев, общественных деятелей, церковных храмов.

Например улица Екатерининская получила название от расположенной на ней церкви. Большинство современных названий являются случайными, надуманными, часто не отвечающими традициям местности.

Их «ассортимент» зачастую диктовался «сверху» и неукоснительно исполнялся. Примером может служить решение горисполкома от 10 декабря 1975 г., которым всем исполкомам райсоветов предписывалось переименовать «устаревшие» названия улиц.

Здесь же было рекомендовано 51 название, среди которых: Марксистская, Большевистская, Международная, М. Ульяновой, Шушенская и т.п.

Появление партийно-идеологической и культовой топонимии, имен-символов, не имеющих никакого отношения к рождению и становлению города, лишает его особого колорита, делает его похожим на все города и веси страны. А ведь Краснодару следует иметь свое лицо. Единственное и неповторимое.

 

Видео: youtube.com / Загружено пользователем kinorussia

 

 

Смотрите также: